Vidal César Monzanares

Было здесь также и интеллектуальное удовлетворение. Я помню, что во всем нашем отделении я был единственным студентом, а во всей Испании не нашлось бы и дюжины “свидетелей Иеговы” с университетским дипломом. И однако, я был убежден, что эти некультурные и во многих случаях неграмотные люди намного мудрее кого бы то ни было. Они знали, что конец близок и что они перейдут в новый порядок.

Мои родители и мой брат приехали на эту ассамблею. Оглядываясь на это сегодня, по прошествии времени, я сожалею, что испортил им каникулы. Мы совершили очень тяжелое путешествие, затратив почти десять часов, чтобы добраться до Барселоны, в поезде, нанятом “Сторожевой башней”. В последующие дни нам приходилось переносить жару, усталость и много других трудностей, чтобы не пропустить ни одной проповеди на ассамблее. Я, тем не менее, был очень взволнован. В то время, как мой отец различал всю мишуру этой ассамблеи, я был ослеплен тем, что видел. Тысячи человек собрались здесь, свидетельствуя, что конец - это дело лишь нескольких недель, и что только они и прочие “свидетели Иеговы” перейдут в новый порядок, что ничто, абсолютно ничто из этой несправедливой человеческой системы не выживет. Все эти люди, изучавшие, как передавать Благую Весть и как вести себя в теократии, обновляли свое рвение под взглядом “Сторожевой башни”, которая по этому случаю выпустила новую книгу, тысячи экземпляров которой распродавались тут же.

Глава 6

1975... И что за ним последовало

Неисполненные обещания

По мере приближения осени 1975 года энтузиазм большинства “свидетелей Иеговы” возрастал в предвкушении тысячелетнего царства. Казалось, что оно находится уже на расстоянии протянутой руки. И однако, начиная с этой самой ассамблеи, с кафедр Залов Царства начали говорить, что если даже в 1975 году конец не наступит и ничего не произойдет, то беспокоиться и огорчаться нечего. В конечном счете нужно хранить верность организации “свидетелей Иеговы”, и это самое главное.

Само собой разумеется, что осень наступила и прошла, как и весь 1975 год, но конец так и не состоялся. “Свидетели Иеговы” прореагировали на это по-разному. Некоторые тут же оставили организацию, сочтя, что на протяжении многих лет их самым жалким образом обманывали. И тут же был дан приказ больше о них не вспоминать. В других случаях процесс деморализации развивался постепенно, но тоже рано или поздно приводил к оставлению рядов “свидетелей”. Еще некоторые отрицали, что когда-либо формально провозглашали наступление конца (такова была официальная позиция “Сторожевой башни”), а еще иные, и я в том числе, думали, что рано или поздно, а конец наступит, и что сама дата - 1975 год - не имеет большого значения. В любом случае, нам нельзя было допускать, чтобы подобные обстоятельства повредили репутации теократической организации “свидетелей Иеговы”, мы думали, что лучше всего будет предать это все забвению.

Как бы там ни было, “Сторожевая башня” приняла самые решительные меры, чтобы избежать возможной критики или разочарования и чтобы еще более усилить внутреннюю бдительность своих членов.

Новое объединение

В 1976 году объединение, членом которого я был, разделилось, и мне, как и многим десяткам других членов, пришлось перейти в объединение Энтревиас. Ситуация для меня оказалась трудной, поскольку это означало, что мне придется расстаться с теми людьми, вместе с которыми я совершал свои первые шаги в деле Царства, но тем не менее я подчинился, не возразив ни слова, ибо таковы были правила в Залах Царства.