Vidal César Monzanares

В книге “О новых небесах и новой земле” говорилось, что Адам был сотворен в 4025 г. до Рождества Христова. В книге же “Он пал, великий Вавилон” указывался год 4026. Это можно было бы счесть маловажным, но поскольку время наступления конца высчитывалось от сотворения Адама, эта дата приобретала особое значение.

Таковы были самые важные вопросы, которые я отметил. Помнится, я нашел более тридцати изменений, относившихся к различных темам, таким, как конкретные толкования Апокалипсиса или же текстов синоптических Евангелий, говорящих о конце.

Несомненно, основы учения “свидетелей Иеговы” испытывали постоянные изменения, которые влияли на всю хронологию и, следовательно, на дату наступления конца.

Ответы Феликса

Я обсуждал все это с Феликсом, и его ответ мне показался удовлетворительным. Общество “Сторожевой башни” непрестанно ищет истину. В этом его отличие от религий “великого Вавилона”, постоянно приверженных к старым догмам, которых они не пересматривают, чтобы избавиться от небиблейских элементов. “Башня стражи”, напротив, проявляла похвальную честность. Всякий раз, допустив ошибку, она в этом смиренно признавалась. Само собой разумеется, он настаивал на том, чтобы я признал, что ни одно из возвещении о конце света не было неправильным. Никто никогда не возвещал ничего подобного, хотя постоянно и настойчиво говорилось о том, что времена, в которые мы живет, это времена конца, и это совершенно несомненно, если принять во внимание возрастание нарушений законов и несправедливости в мире, где мы живем. Из всего, что я ему поведал, ничто не имело практического, реального или подлинного значения для нашей жизни в качестве “свидетелей Иеговы”.

Очевидно, что некоторые “свидетели Иеговы” считали, что патриархи воскреснут в 1925 г., но, несомненно, это не было точкой зрения “Сторожевой башни”, но лишь нескольких отдельных “свидетелей”. Что до “великого множества”, сегодня мы стали лучше понимать, о чем идет речь: вне всякого сомнения, они останутся на земле. Наконец, хронологические изменения или различные даты сотворения Адама лишены особого значения: что, в самом деле, может означать отклонение в несколько месяцев, в один или два года? И что такая отсрочка может значить для жизни человека? Тем более, что конец так близок...

Я проглотил все его слова до последнего. Как я мог сомневаться в “Сторожевой башне”? Она доставляла нам самое лучшее посредством свежей пищи своих публикации. Мы все более приближаемся ко времени конца, а у меня какие-то сомнения!

В то время мой отец заболел и попал в больницу. По началу мы думали, что у него лейкемия (к счастью, это оказалось не так), и я помню отзывы многих пресвитеров объединения, выражавших свое сожаление, ибо, говорили они, проживи он еще несколько месяцев, он бы увидел конец существующей дурной системы вещей. Я слепо верил в это, и мне не приходило на мысль, что те кто ошибся однажды, мог ошибиться еще, и помню, как я молился о том, чтобы мой отец дожил до пришествия нового порядка.

Год 1976 оказался примечательным еще и потому, что многие покинули общество “свидетелей Иеговы”. В противоположность мне, они не только больше не верили, что конец близок, но даже что он вообще наступит, считали, что это лишь обман, приманка для дураков, и что они только теряли время на пустяки, не имевшие ни цены, ни смысла.

Общество “Сторожевой башни” ответило страшным ужесточением контроля. Все виды бесед, манер, поступков и поведения подлежали строгой цензуре. Близость конца стала ощущаться тяжело, это была уже не надежда на рай, но ужас при мысли оказаться вдали от Бога, когда Он повергнет все человечество в Армагеддоне. Следовало прежде обеспокоиться о том, чтобы не оказаться поверженным, нежели о том, чтобы обрести спасение.

Отвага выходить на проповедь равным образом исчезла, и люди довольствовались тем, что выходили всего один раз в месяц, лишь бы получить возможность отчитаться и не получить порицания за полную бездеятельность. Часто они проповедовали от двух до четырех часов в месяц. Общество “Сторожевой башни” прибегло тогда к идее установить хитроумную систему для удвоения часов. Отныне следовало подавать отчеты не раз в месяц, но раз в две недели. Если люди хотели избежать упреков пресвитеров, им следовало выходить на проповедь хотя бы два раза в месяц, тогда как до сих пор они это делали только один раз. И если “свидетели” работали до этого от двух до четырех часов в месяц, то теперь это число автоматически увеличивалось до четырех-восьми часов. Таким образом в годовом отчете за 1976 год убыль членов была не слишком заметна, ибо общее число часов, посвященных свидетельству, осталось прежним. Вот дополнительное свидетельство того, что “Сторожевая башня” умела манипулировать цифрами.