Kniga Nr1067

С удивлением услышал о противопоставлении материального и духовного. Если я люблю, то должен быть в состоянии вершить добро, а эту возможность дает только обладание материальным…

Правильно! Все правильно. Материальное – необходимое средство для духовного. Я противопоставлял это в процессе нашей с вами беседы, но, разумеется, если духовная высота наша или сознание не будут влиять на материальное, то все будет вхолостую. Это все равно, что иметь любовь, но не реализовать ее никаким образом. Это все равно, что любить какогонибудь человека, а практически относиться к нему без всякой любви. Связь должна быть! Просто духовное является для человека самым главным, самым важным. Это первоисточник, корень всего. Наше счастье прежде всего зависит от того, что внутри нас, а потом уже от того, что вокруг нас.

Как архетипы Юнга связаны с явлениями духовной жизни? Можно ли архетипы связать с особенностями бытия человека в мире?

Учение Юнга об архетипах – крайне запутанное, туманное и недоработанное. Но какаято доля истины, какоето зерно там заключено. Я думаю, что это зерно связано с общностью всечеловеческой души. Для Карла Густава Юнга эта общность переходит уже в пантеистическое понятие Бога. Я не разделяю этой точки зрения. Мне кажется, что тот мир подсознания, который воспринимает Юнг и на основании которого он строит свою концепцию, это корень нашего адамства, так сказать, пребывания в едином Адаме, но через него, конечно, и в Боге. А для Юнга границы между вот этим непостижимым основанием общечеловеческих единиц и Богом фактически нет. Он был прекрасным врачом, но философом он был, скажем так, необязательным. Необязательным в том смысле, что он писал неаргументированно.

Дух человека существует до его зачатия и рождения. А после смерти?

Убежден, что дух человека не разрушается смертью, что в вечность мы понесем то же сознание, которое у нас есть теперь, но это нелегко представить, вообразить. Наверное, вы читали книгу Моуди “Жизнь после жизни”* и обратили внимание, что почти никто не мог передать, что же за мир им открывался, у нас и слов таких нет.

Почему один ребенок рождается в семье бедняков, а другой – в семье очень обеспеченной? Один – в пустынях Африки, а другой – в Ленинграде?

Честно говоря, на этот вопрос я не смогу ответить: это тайна. А в общем потому, что это его судьба, ведь судьба – это то, что нам дано в качестве обстоятельств вокруг нас.

Но чем он это заслужил, что сделал хорошего или плохого?

Не надо думать, что все, что с нами происходит, заработано или заслужено нами. Когда ученики Христовы увидели слепорожденного, они спросили: “Чем он виноват? Его родители виноваты? Кто виноват, что он родился слепым?” И Христос сказал: “Никто не виноват, ни родители, ни он. А беда эта его постигла, чтобы с ним произошло чтото важное”. И это произошло: явилась слава Божия на нем. И любые пересечения в жизни ставят нас перед лицом вечности. И в Сахаре, и в Ленинграде…

Рождаются больные дети, часто они вскоре умирают. Как они связаны со своим телом, их личность?