Prep. Macarius of Optina

Что святое учение великого мужа св. Исаака Сирина кажется тебе непонятным, ни мало о сем не удивляемся. Ежели будешь писать, читать и понимаемое делом исполнять, сколько можно, то и разум духовный в оной обретающийся ясно тебе откроется, и увидишь важность, величие и красоту слова его, исполненного неизреченной духовной пользы. В 78 слове мы писали тебе прочитать статью: "Егда обрящешь на пути твоем мир неизменен, тогда убойся", которая очень удобовразумительна и дающая познать, что, когда думает человек иметь мир всегдашний, то сего бы опасаться. Ибо в борьбе со страстями, пока они не будут совершенно побеждены и мы не приидем во смирение, нельзя иметь всегдашнего мира, но бывает рать и заступление, страх и надежда, мрак и свет. Но как видим из письма твоего, что имеешь еще стужение страстей, против коих, с помощью Божией, через откровение духовной матери, наставлением ее, борешься и умиротворяешься, и не мнишь себя быть победительницей страстей, а смиряешься, видя свою скудость и немощь к исполнению заповедей Божиих: то это еще не есть опасность. Господь да сохранит тебя от самонадеяния и самообольщения. Не опасайся и мнимого твоего равнодушия: оное нужно и полезно для желающих спастись и состоит в заповеди Божией о блаженствах: "Блаженни кротции". О чем прочитай у Петра Дамаскина на листе 14 и 69 и будешь различать о своем равнодушии. 10 февраля 1840 года.

Письмо 13

Угодно было всемогущему Творцу нашему призвать в вечный покой вашу духовную мать, а нашу по духу возлюбленную дщерь, мать Г. Да будет Его Святая воля! Оная всегда блата, свята и совершенна, и мы, хотя и с прискорбием, но должны покоряться оной безропотно и с сыновнею покорностью. Знаем, что невыразима для вас скорбь лишиться той, которая прохлаждала зной страстей ваших, питала души ваши манною слова Божия, подавала успокоение в смущениях и недоумениях ваших. Но каково же было видеть ее столько время страждующую безотрадною болезнью, которая, может быть, послана была, смотрением Божиим, окончательным испытанием для приобретения вечного покоя. Неисповедимый и непостижимый в судьбах Твоих Господи! Приявший несомненно в селения Твои рабу Твою Г., посли утешение духовное рабам Твоим, сетующим о лишении духовной своей матери! Посли свет Твой и просвети сердца их к познанию истины, и к благоугождению Тебе настави их!

Мы о вас и о всех о ней сетующих сердечно соболезнуем и не могли принять равнодушно извещения сего, хотя и всякая почта не радовала нас, видя ее жестокие страдания и ваше томление. Но теперь уже сего возвратить невозможно, и когда любите ее и хотите чтить ее, подражайте вере ее и житию, дабы и самим удостоиться отойти отсюда блаженной кончиною. Она, аще обрела благодать перед Богом (в чем и не сомневаемся), будет и о вас ходатайствовать у Бога и не меньшую пользу вам принесет, как и жила с вами. 1 октября 1840 года.

Письмо 14

Мы уже писали к тебе вместе с N.N., по получении писем ваших о кончине матери Г., 1го октября, и от того же числа получили еще кучу ваших писем, в коих все одно и то же изъясняется – скорбь ваша и недоумение, как провождать жизнь свою и к кому приклонить главу. По сей части и мы недоумеем, что предпринять. Вы все узнали путь жизни сей, что нужно к руководству и к откровению иметь человека, и что гораздо тяжелее самим собою управлять, как бы ни был кто премудр; почему и нелегко будет идти самочинным путем и без откровения; ибо по слову св. Моисея в послании св. Кассиана: "Само то, еже открывали помыслы отцем, увядает их и немощнейши творит". Но к кому иметь сие отношение – должна каждая из вас явить свою веру и сердечное расположение. По сим качествам дарует Бог и слово, и утешение, и развязку в недоумении; а враг, ненавидя гласа утверждения, не допускает до сего, потому что ему удобно коварства свои в них неутвержденных действовать и возмущать. И по слову св. Иоанна Лествичника: "Всяк, кто не находит к кому известить своя помыслы, диавольским недугует недугом – гордостию". Надобно молиться Господу и просить Его, да пошлет таковую мать или сестру по духу, к коей бы могли извещаться. Вот сие наше всем вам наставление, и хотя мы грешны и по всему недостойны, но дерзаем молить о сем Господа!

Кстати не мешает теперь упомянуть, о чем прежде мы умолчали. В одном из писем твоих, во время матушкиной болезни писанном, ты, бывши в расстройстве духа, говоришь, что можно окормляться книгою св. Исаака Сирина. Но сходно ли было твое устроение тогдашнее, хотя в чемнибудь, с наставлением св. Исаака? Он пылает смирением и любовью; везде о терпении, о предпочтении ближних и о самоукорении беседует. Все книги богодухновенные полезны, но самолюбивая наша воля и кичливый разум делают сему препятствие; и мы, взявши оружие, вместо того, чтобы поражать им врага, употребляем во вред себе, и когда навыкнем смирению через послушание и недоверчивость самим себе, тогда и разум истинный стяжаваем и помощь Божию к исполнению должного получаем. А то хотя и разумеем что, но о делании нерадим и паки помрачаемся. Кажется, в другом письме пишешь, что о смущении оном покаялась перед о. И., но о мнении – осталась ли при оном или нет, мы не знаем. 12 октября 1840 года.

Письмо 15