Prep. Macarius of Optina

Вот уже и Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие! – И так нечувствительно совершается годичное течение, с изменением торжеств, положенных Церковью, в воспоминание событий, нашего ради спасения совершившихся. – Верующая душа проникается более живой верой, благодарит и возвышается любовью к Творцу, растворяя оную глубочайшим смирением и перенося случающиеся всякого рода скорби, искушения и болезни, попускаемые промыслом Божиим к искусу нашей веры и любви к Нему; знает, что они временны, и что свободится от них, ежели не в то ж время, то непременно при разлучении души от соуз плоти; и ожидая оного часа, не боится смерти, но считает оную переходом в вечность и началом истинной жизни. Вот какие должны быть плоды попечения о нас матери нашей Церкви! Я умолчал здесь о делах веры, но само по себе разумеется, что вера без дел мертва (Иак.2:20), как и дела без веры (Евр.11:6). Благодари же Господа и за твою болезнь, которая непременно исцелит твои душевные язвы, ежели ты чувствуешь иметь оные, и не думай, чтобы ты лучше могла быть, бывши здоровою: Бог больше нас знает, что для нас полезно; и когда будет Его святая воля, то и исцеление получишь. Ты пишешь, что братец твой добр, но жалеешь, что не сохраняет постов и не считает их за должное исполнять, хотя и читает Евангелие и Апостол. Он читает, но силы его не понимает: а может быть за добродетель его и даст ему Господь разум истинный. В Евангелии же Господь сказал св. апостолам и, в лице их, к преемникам: "Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя" (Лк.10:16), и вот какою великой властью и силой Иисус Христос облек Свою Церковь, дал ей власть вязать и решить: аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех и аще свяжете на земли, будут связана на небеси (Мф.18:18); и в другом месте: аще преслушает церковь, буди тебе, яко же язычник и мытарь (Мф.18:17). Св. апостолы установили св. посты, потом и преемники их, пастыри церкви, на соборах то ж определили и расположили. Следовательно это церковное законоположение должно быть твердо, ибо глава церкви есть Сам Христос (Еф.1:22; 5:23; Кол.1:18); и церковь св. Апостол назвал столп и утверждение истины (Тим.3:15). Когда же преслушать св. апостолов и пастырей церкви, то значит преслушать Самого Христа и Пославшего Его. Пусть о сем получше рассудит. Как бы не были умны светские люди, но не могут сами собою руководствоваться в разумении Писания без церкви; ибо св. Апостол велит повиноваться и покоряться наставникам , т. е. пастырям, согласно с повелением Господним (Евр.13:7,17). И. М. 5 июня 1845 года.

Письмо 528

Я все тебе пишу о благодушном терпении болезней, но слова мои легче делания, и я это знаю; но уверен и в том, что Бог выше меры не пошлет искушения, и когда посылает оное, то точно на пользу душ наших сие творит. А мы, часто сего не разумея, малодушествуем и думаем, что когда бы сего не было, то могли бы больше благоугождать Богу; но сим обольщаемся ложно. Ибо когда мы, делая что благо, думаем, что благоугождаем, то обольщаемся сим мнением, и паче Бога прогневляем; а случается, что, при всех наших усилиях благоугодить Богу, отъемлются от нас силы по вышеписанной причине, или болезнью посещает нас Господь, или попускает умножаться немощам нашим душевным, да не будем надеющиеся на ся, но на Бога; а это очень часто случается, что мы недугуем или мнением о своих исправлениях, или нерадением. Сии две противоположности, хотя и обе вредны, но из последней скорей можно изъити, пришед в чувство, и, сокрушаясь о грехах своих и смиряя себя, удостоиться милости Божией; а обольщенный своим мнением помрачается и ослепляется душевными очами, и не скоро может обратиться к смирению и покаянию; разве особенной милостью Божией попустится впасть в искушение. Я не знаю о тебе сокровенного промысла судеб Божиих, но советую самой тебе рассмотреть поприлежнее изгибы своего сердца: не закралось ли в оное чеголибо подобного – и прославить Бога, спасающего тебя попущением болезни. Я не могу похвалить сего твоего рвения – скорей быть в обители, и тем от средств лечения отнимать силу: – лечились без отдыха тогда, когда лекарь находил сие неполезным. Предайся в волю Божию, Он лучше о тебе устроит; будешь и в обители, и на все есть время. Прошедший раз думала там найти пользу, но получила вящшее расслабление. Игуменья, знавши твою болезнь, не будет на тебе взыскивать за промедление в доме: в этом будь спокойна, а ей напиши письмо и следуй лекарским советам, не смущаясь. Да даст тебе Господь истинный разум и покорность Его святой воле. И. М. 29 июля 1845 года.

Письмо 529

Видя из письма твоего, от 18 августа писанного, покорность воле Божией в болезненном твоем положении, духовно радуюсь. Оное приносит тебе в болезни облегчение, или терпение и в духе обновление. Замечаю, что ты много сама себя беспокоила ложными мнениями касательно издержек, будто бы отягощаешь оными твоего брата, вперед это надобно оставить и принимать усердие родных с благодарением, и яко Бог им возвещает иметь о тебе попечение. Да благословит Господь теперь твое лечение в Се, паче же Матерь Божия и угодники Божии, молитвами своими, да вразумят врача и подадут врачеваниям силу к исцелению телесных твоих недугов, к прославлению имени Божьего, и да сподобит тебя поработать Ему всем сердцем и всей крепостью твоей.

Очень рад, что братец твой принял совет благой, следовать уставам и чиноположениям св. церкви, которую Господь наш Иисус Христос облек властью, не над внешним бытом, но над душами, и противляющихся ей уподобляет язычникам и мытарям (Мф.18:17). В символе веры, исповедуя, что веруем во святую соборную и апостольскую церковь, должны безусловно повиноваться ей: а нынешние мнения противящихся церкви прибыли от запада, отпадшего от православной церкви; и какие же плоды принесло отпадение от церкви? – Вольнодумство и французская революция! Не угодно ли прочитать в Маяке нынешнего года за июль месяц, как нужно держать предание церкви, и критический разбор западной и восточной церквей? Увидите, что произошло через отпадение церкви западной от православия. А в августовской книжке найдете нечто и о батюшке отце Л. писанное. И. М. 28 августа 1845 года.

Письмо 530