Епископ Александр (Милеант)-ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ-Святого Апостола Павла-Содержание: Введение. 1. Вероучительная

ибо вовек милость Его.

Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его,

утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его,

сотворил светила великие, ибо вовек милость Его,

солнце — для управления днем, ибо вовек милость Его,

луну и звезды — для управления ночью,

ибо вовек милость Его.”

Несомненно, что по стилю есть известное сходство между двумя хвалебными гимнами — ветхозаветным и новозаветным. Но в то время, как тема ветхозаветных гимнов ограничена еврейским народом и перечислением лишь временных земных благ, тема апостольского гимна охватывает все народы и включает в себя как теперешние, так и будущие блага. Ветхозаветные псалмы преимущественно прославляют Бога как премудрого Творца, как избавителя евреев от соседних враждебных народов, благодарят Его за урожаи и обилие плодов земных. В них все внимание сосредоточено на видимом и временном. Только с пришествием Спасителя горизонты веры расширились и человек получил способность созерцать и ценить духовные блага и вечную жизнь предпочитать временной. Не евреи только, но и язычники тоже дети Божии. С пришествием Примирителя прежние вражда и разделения должны уступить место процессу объединения всех в единой великой семье — Церкви Христовой.

За все эти блага надо непрестанно благодарить Бога, в Троице поклоняемого: Бога-Отца, Который все предвидел, предопределил и привел в исполнение; Сына Божия, Который искупил, очистил и воссоединил верующих с Собой, и Духа Святого, Который просветил, освятил их и наделил их духовными силами.

Учитывая всеобъемлющее содержание и хвалебный тон настоящего введения к посланию, его можно отнести, следуя мнению ряда библейских специалистов, к типичной евхаристической (литургийной) молитве апостольского времени.

“Бог избрал нас в Христе быть святыми и непорочными пред Ним в любви” (1:4). Нравственная безупречность и святость — это цель домостроительства нашего спасения. Для пребывания в этих свойствах мы и были созданы, но, согрешив, потеряли их. Бог восстанавливает в нас святость и непорочность — но не только как внутренние качества, а как действующую и направляющую силу, которая должна выражаться в делах любви. И предметы могут быть святыми, например, сосуды в храме и животные, приносимые в жертву Богу, должны быть непорочными в смысле физической безупречности. Христианин должен быть святым и непорочным не только в смысле свободы от недостатков, но и в проявлении живой и деятельной любви.

В центре домостроительства спасения рода человеческого стоит Господь Иисус Христос, Сын Божий. В Нем мы избраны, Им искуплены и усыновлены, от Него получаем благословение и освящение.

Слова в похвалу славы Его не то означают, что Бог нуждается в нашей похвале, а то, что мы, сознавая Его милости к нам, должны чувствовать потребность благодарить Его, и потому больше и больше любить Его. Сыновняя любовь к Богу — это именно то чувство, от которого рождается все доброе. Охваченный восторгом от созерцания величия милостей Божиих, излитых на нас через Господа Иисуса Христа, апостол Павел далее желает и ефесянам приобщиться к этому созерцанию.