Епископ Александр (Милеант)-ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ-Святого Апостола Павла-Содержание: Введение. 1. Вероучительная

Этой-то силой Он воздействовал во Христе, когда воскресил Его из мертвых и посадил одесную Себя на небесах, выше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в нынешнем веке, но и в будущем. Этой-то (силой) Он (Бог-Отец) все покорил под ноги Его (Христа) и поставил Его превыше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем.”

Большинство евреев представляли себе Мессию, как царя-завоевателя, который принесет еврейскому народу славу и благоденствие. Блага мессианского царства они понимали в смысле земного благополучия. Они не сознавали, что основная беда и трагедия человечества, в том числе и еврейского народа, заключается в греховной поврежденности. Эту первопричину всех бедствий и страданий в мире нельзя устранить никакими политическими реформами и социальными преобразованиями. Чтобы излечить людей от язвы греха, чтобы нравственно возродить их, Мессии предстояло в первую очередь пролить Свою пречистую кровь и умереть искупительной смертью на кресте. Чтобы заложить фундамент христианской веры в своем народе, ветхозаветные пророки предсказывали страдания и смерть Мессии, однако большинство евреев оказались неспособными понять эти пророчества. Постижение этой высокой истины превышает силы плотского ума.

Действительно, чтобы увидеть в униженном, осмеянном и умершем самой позорной смертью Иисусе Христе воплотившегося Сына Божия — нужно озарение свыше. Апостол Павел, в прошлом ревнитель закона, большой знаток ветхозаветного Писания, видевший в христианстве опасную ересь, по личному опыту знал, как трудно человеку, мыслящему в земном плане, постичь тайну искупления. Ведь и он-то сам пришел к вере в нее не самостоятельно, путем логических рассуждений или тщательным изучением пророчеств, а именно получив прямое откровение от Бога. Учитывая это, апостол молит Бога озарить сознание ефесян, чтобы они поняли, как премудро и велико то, что Он сделал для них через Своего Единородного Сына.

И не только дело искупления таинственно, но и все христианское учение нельзя рассматривать как стройную логическую философскую систему или как сумму полезных жизненных правил, собранных многовековым опытом, а надо принимать его как откровение Божие. Никакой человек, как бы разумен и начитан он ни был, не способен самостоятельно оценить превосходство христианства над другими вероучениями. Напротив, скорее он может усмотреть в нем нелогичности, недоказанные утверждения, неисполнимые требования и сомнительные обещания. Как было две тысячи лет тому назад, так и теперь: христианская вера всегда будет именно Божией тайной, которая открывается Богом и принимается верой. Но покоряясь верой этой богооткровенной истине, человек не отрекается от своего здравого смысла, а, напротив, становится на путь уразумения и других тайн премудрости Божией. Как апостол писал Коринфянам: “Мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которую никто из властей века сего не познал” (1 Кор. 2:6-8).

Дух премудрости и откровения (1:17). Мудрость — это способность постичь взаимоотношение между причиной и следствием, понять взаимосвязь между разными истинами веры. Наличие мудрости ценно, но не достаточно. Кроме него необходимо, чтобы Бог непосредственно открыл душе то, что превышает земную логику и не поддается повседневному опыту: нужно, чтобы Бог дал прозреть человеку. Духовная мудрость и откровение — это плоды Духа Святого.

Просветить очи сердца (1:18). Сердце — это внутренний человек. Понятие сердца более глубокое и всеобъемлющее, чем понятие разум. Сердце — это духовный центр не только сознательной, но и подсознательной жизни человека, центр его чувств, сокровенных желаний и стремлений, место проявления совести. Состояние сердца прямо отражается на степени познания христианских истин. Они постигаются глубже и полнее по мере нравственного совершенствования, по мере очищения сердца. “Душевный (недуховный) человек не может принять то, что от Духа Божия, потому что оно кажется ему юродством” (1 Кор. 2:14).

Стихи 20-23 содержат важное учение о превознесении Воскресшего Христа как Бого-человека превыше всякой твари и о покорении Ему всего существующего. Здесь мы видим возвеличение человеческого естества в лице нашего Спасителя, свидетельство о том, что Господь Иисус Христос, даже и как Человек, есть Царь и Господь неба и земли, ангелов и людей. Христос, будучи Богом по существу, всегда был выше созданных Им тварей. Но теперь, как Бого-человек, он превознесен выше всех не только находящихся в этом мире, но и выше всех ангельских чинов — “начальств, властей, сил и господств” — выше всех существ, которых мы знаем, и тех, о которых узнаем лишь в будущей жизни. Бого-человек Христос — глава всемирного общества, всемирной “организации,” глава вселенской Церкви.

Данное учение апостола Павла о Господе Иисусе Христе как о главе Церкви чрезвычайно важно для уяснения взаимоотношений между христианами. Как члены человеческого тела составляют с головой один живой организм, так и все верующие со Христом образуют один телесно-духовный организм. Крестившиеся во Христа облекаются в Него, становятся одно с Ним. Поэтому Христос действует в христианах как созидательная и направляющая сила. От главы зависит органическая и физическая жизнь тела. И в психологическом отношении голова как вместилище мозга, главного органа умственной деятельности и внешних чувств, признается направляющим началом деятельности человека. Это уподобление Церкви телу, возглавляемому главой, дает мысль о всецелой зависимости Церкви от Господа Иисуса Христа, о том, что Христос Сам руководит жизнью Церкви и ее путями в истории человечества.

Итак, все христиане представляют собой нечто органически целое, что можно уподобить живому организму. Но Христос — глава Церкви не в смысле только управления ею, но и в смысле того, что Он питает ее, дает силы и содействует ее росту, Он вдохновляет ее членов, нравственно совершенствует их. Как каждый организм естественно растет и крепнет, так и Церковь призвана расти и совершенствоваться.

Слова “полнота, Наполняющего все во всем” (1:23) означают, что после вознесения Христа на Небо Церковь Христова наполняет собой все — и материальный, и духовный мир, будучи сама полна Божеством Христа. До пришествия Христова человеческий род населял лишь землю — микроскопическую пылинку в необъятной вселенной. Небо — мир ангелов и высших духов — был недоступен людям даже в духовном плане по причине их греховности. Кроме того, грех внес разделение и между самими людьми. Люди поделились на обособившиеся и даже враждующие друг с другом нации, возникли всевозможные религии. То было время физического и духовного расщепления и отчужденности. Христос, духовно обновляя людей, соединяет их с Собой. Обитая в верующих, Он соединяет из них в одно общество — одно мистическое тело. Церковь есть духовный организм, в котором нет места, где бы не действовали Божественные силы Христовы; она полна Христом. До своего воплощения Сын Божий по Своей вездесущей природе всегда наполнял мир, но тогда лишь невидимым образом. Теперь же, вочеловечившись и вознесшись на Небо как Бого-человек, Он наполняет Собой мир и видимым образом. Таким образом, Христос возвел наше человеческое естество в ту сферу бытия, которая раньше была недоступна ему. Церковь — будучи телом Христовым, благодаря Ему наполняет собой все, и поэтому может быть названа полнотой Того, Кто Собой наполняет все.

Христиане, будучи членами Церкви, являются членами великой вселенской организации, к которой принадлежат ангелы и все праведные на небе. Ветхозаветные евреи ожидали с пришествием Мессии расширения пределов своего малого Израильского государства. Бог сделал гораздо больше того, о чем они мечтали. Теперь они вместе с верующими из всех народов являются членами беспредельного и славного Царства Божия. Все земные государства рано или поздно приходят в упадок, только Царство Божие будет расти и крепнуть.

Далее апостол объясняет ефесянам, что с пришествием Христа наступила новая эра для человечества. До Христа они, как и остальные люди, были нравственно-мертвыми, неспособными жить духовными интересами и стремиться к небесным благам. Будучи скованными узами греха, они были пленниками дьявола.