Максимов С. А.-«ПОЗОВИ МЕНЯ В ДАЛЬ СВЕТЛУЮ» -ИЛИ СКАЗКИ -ДЯДЮШКИ ВИССАРИОНА-В статье проанализированы

Сережа Тороп утверждает, что в январе 1991 г. принял крещение от небесного Отца, получив новое имя - Виссарион. «Май месяц 1990 года, город Минусинск. Повязка покинула глаза и память. Прекрасен и скорбен миг Пробуждения. Начало возгорелось» (7). Якобы имея благословение на создание Единой объединяющей веры, представляющей собой воплощение всех существующих религий, Виссарион составил «Последний Завет» (27), данный ему якобы Богом, состоящий из 61 заповеди. В своем подавляющем большинстве эти заповеди представляют собой вариации на тему прописных и открытых другими авторами истин, вроде следующей: не строй свой дом на кромке прибоя, рано или поздно смоет (приводится в изложении) (32).

При чтении «Последнего Завета» сразу обращает на себя внимание стиль написания этого достаточно объемного произведения. Проведена стилизация текстов под Библию, под народные былины, сполна использованы все ресурсы и возможности языка притч. В текстах «Последнего Завета» искусно замаскировано немало управляющих (на уровне подсознания) фраз. Объективно, эта книга, при всей ее еретичности и нафантазированности, получилась довольно толковой, и она не могла быть написана случайным человеком. Писать ее должен был человек, отлично знакомый с жанром притч и имеющий большой опыт написания произведений в этом стиле или обладающий большим литературным талантом. Мало того, этот человек должен был досконально изучить стиль написания Библии и, наконец, он должен был быть специалистом в области нейролингвистического программирования. Учитывая «никакой» стиль первых выступлений Виссариона и проанализировав эту книгу, можно с уверенностью сказать, что писалась она не Виссарионом и не Вадимом Редькиным, по крайней мере, в окончательном варианте. Возможно, что черновик и писался Редькиным, но правил ее с целью придания ей вида стройного и законченного произведения, глубоко проработанного в направлении установления контроля сознания над адептами, кто-то (а скорее - группа кого-то), оставшийся в тени. Возможно, это те же люди, которые организовывали «Белое Братство» и ставили во главе его Марину Цвигун и Юрия Кривоногова. Кстати, показательно, что, по данным (1), в настоящее время идет процесс смыкания последователей Виссариона с адептами «Белого Братства».

В своем учении Виссарион выдвигает несколько основных постулатов. Он утверждает, что развитие человечества протекает на пяти основах: Земля, Единый Дух жизни, Бог всех и Святой Дух (под пятой основой он подразумевает, по-видимому, себя) (3).

Виссарион утверждает: «Миру были явлены четыре основных религии: даосизм, буддизм, христианство и ислам. Много веков существуют сии религии, не осознавая, что составляют части единого Древа, в коем заключена сущность единой религии... Последний Завет явлен нам в критический миг развития. Он явлен, дабы совершить великое священное воссоединение всех существующих религий. Последний Завет приведет к полному раскрытию вашей души и должному воссоединению с Богом, чего невозможно было сотворить ранее». Таким образом, Виссарион настаивает на том, что до его появления и без объединения всех религий должное воссоединение с Богом якобы невозможно. Вполне естественно это слышать от человека, который выдает себя за Христа - этим он лишний раз доказывает свое лжемессианство. Множество ересей во все времена пыталось заменить собой истинную Соборную и Апостольскую Церковь Христову. Но оттого, что кто-то свалит в кучу арианство, монофизитство, пелагианство, щедро сдобрит оккультными положениями и добавит чуть кришнаизма (переселение душ), Истина не появится. Что может породить ложь кроме лжи? Дьявол исконно боролся с догматами Православной веры, пытаясь подменить их и извратить(33).

Виссарион дополняет Библию новыми персонажами и вообще беззастенчиво всякий раз корректирует ее по своему усмотрению. Согласно его учению, главным Богом и Творцом Вселенной является Абсолют, сотворивший множество разумных миров. Абсолют материален, в нем нет ни добра, ни зла. Заведующий Землей Отец Небесный - сын Абсолюта. Отец Небесный - творец человеческой души, создатель добра, источник Духа Жизни, который, слившись с энергией Сердца Земли-Матушки, породил Сына Божия. Существуют и ад, и рай. Существует переселение душ. Души, выполнившие свое предназначение, развившиеся духовно, пребывают в раю. Неспособные к духовному росту оказываются в аду. Человек воплощается на Земле до десяти раз и каждый раз получает возможность для духовного роста. Уникальность человека во Вселенной связана не с его разумностью, а с тем, что он наделен душой и свободой воли, что в принципе делает его богоравным. Но это же и источник человеческих несчастий, ибо воспользоваться своими возможностями правильно человек так пока и не сумел. Он не доверяет душе и слишком полагается на разум, что привело к появлению вируса зла. Этот вирус заразен и обитает только на Земле и только среди людей. Он и есть дьявол. Дьявола породили люди, точнее, их греховные помыслы. Мысль человека материальна, она никуда не пропадает, мысли людей творят новую реальность: «Если два человека или тем более большее число людей сосредоточат мысли свои на одном и том же образе и будут верить в него, - учит Виссарион, - токи, идущие от каждого человека, благодаря однородности своей сольются в одной точке. Эта точка становится источником бытия нового этапа, которое будет обладать суммой тех сил, которые были направлены к нему каждым человеком». И злые мысли породили злых духов (2, 28).

Виссарион говорит: «Знайте, что дьявола породили именно люди, и тайна о падшем ангеле - это совсем другая тайна, которая относится ко вселенной, где от Единого отпала однажды одна цивилизация Люцифера. А дьявол - это грубая энергия страха, переродившаяся в вирус зла, порожденного самими людьми. Человек, породив дьявола, должен его уничтожить. Он прекратит свое существование, когда прекратится его питание». Такую трактовку происхождения дьявола давал Даниил Андреев в своем оккультно-еретическом произведении «Роза мира». Он также говорил об отпадении от Бога цивилизации Люцифера, прямого отношения к земле не имеющей (видимо, оттуда Виссарион и позаимствовал эту часть своего учения). Но если, как писал сам Андреев, его книга является художественным произведением, и ни в коем случае не претендует на Божественное Откровение, то Виссарион преподает свои слова как истину в последней инстанции (33).

Теперь послушаем, что говорили по этому поводу святые отцы Церкви. Василий Великий в беседе о том, что Бог - не виновник зла, говорит следующее: «Откуда дьявол, если зло не от Бога? Что скажем на это? То, что и на такой вопрос достаточно нам такого рассуждения, какое представлено о лукавстве и человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол дьявол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ему была дана власть или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил - ангел и всегда предстоит Богу. Сатана - ангел и совершенно ниспал из своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытная любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло. Отчего же у него брань с нами? Оттого, что, став вместилищем всякого порока, принял в себя и болезнь зависти и позавидовал нашей чести. Для него несносна была беспечальная жизнь в раю. Коварством же и хитростью обманув человека и употребив средством к обману то самое вожделение, какое имел человек уподобляться Богу, показал он дерево и обещал, что через вкушение плода человек станет подобен Богу. Ибо сказал: «Аще снесте, будете яко бози, ведяще доброе и лукавое» (Быт. 3, 5). Поэтому он не создан нашим врагом, но завистью приведен во вражду с нами. Ибо, видя, что сам низринут из ангелов, не мог равнодушно смотреть, как земнородный чрез преуспевание возвышается до ангельского достоинства» (33).

Согласно Виссариону, чтобы не допустить проникновения вируса зла в космос, другие разумные миры не прочь вообще уничтожить нашу цивилизацию, решив, таким образом, все проблемы (28). Исходя из этого, Виссарион говорит, что в ближайшем будущем нас не ждет ничего хорошего. Земля покроется песком. Минусинск уйдет под воду, а Москва вообще провалится в тартарары. И за этот короткий срок он призван объединить многие духовные ручейки в единую реку общей веры, сформировать человека новой эпохи, заложить основу духовного и культурного единения всего человечества. Что он пришел дать последний завет Бога с человеком (9). Считается, что Виссарион явил собой Последний завет, чтобы совершить великое Священное 1 Воссоединение всех существующих религий.

Главная молитва проповеди Виссариона: «Будьте, как дети, живите сердцем, а не разумом. Всякий искренний, идущий от сердца поступок - благо. Ошибетесь - не беда, ошибку можно исправить». У Виссариона на все есть универсальный ответ: «Прислушайтесь к голосу своего сердца». Своим последователям он объясняет, что восточные религии не дают подлинного духовного роста, а экстрасенсы и маги - скорее всего слуги дьявола. Посещать любые церкви Виссарион не запрещает, но говорит, что подлинное Откровение - только у него, Виссариона (2).

Он так объясняет свой незаметный приход в мир: «Необходимость сказания о втором пришествии на облаках была для того, чтобы, явившись тайно в предначертанное отцом моим время, легко изобличить лицемеров и выявить истинных чад Божиих» (33). Ответить на это заявление Сережи Торопа можно словами Иисуса Христа, за Которого Тороп-Виссарион себя выдает: «...берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф.24,4-5); «Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», - не верьте; Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажуг вам: «Вот, Он, в пустыне», - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», - не верьте» (Мф.24,23-26).

Для мало-мальски ведущего в религиозных вопросах человека, очевидно, что вся умозрительная эклектичная конструкция, созданная Виссарионом, а скорее - для Виссариона, на самом деле не имеет ничего общего с христианством. Религиозная доктрина Виссариона соединила в себе евангельские притчи с теософией Блаватской, философией Рерихов, космизмом Циолковского, аскетизмом йоги и фантазиями Даниила Андреева (9). Христианству Виссарион отводит центральную роль, при этом фактически извращая его. Из индуизма взято учение о переходе души, причем Виссарион в отличие от индуистов, признает лишь переход души от человека к человеку, но не от человека к животному (3).

Заслуживает внимания объяснение Виссарионом необходимости новой веры, которую он принес с собой: «Две тысячи лет назад по дикости людей новую веру давать было нельзя, ее можно было лишь наложить на старую. Теперь же люди подошли к новой ступени своего развития, и сегодня вас отделяет последняя ступень от царствия Небесного, которое и было предначертано вам Отцом Небесным. Но эта ступень очень высока. И теперь за несколько лет предстоит преодолеть то, чего никто не мог преодолеть за долгие годы. Это есть соединение всех духовных путей в единый путь. Это и есть путь, уготованный Отцом Небесным. Поэтому открывается много тайн, позволяющих идти по одному пути». Господь наш Иисус Христос говорит. «Я свет миру: кто последует за Мною, то не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8,12); «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник» (Ин.10,1); «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Ин.10,10). Святая Православная Церковь всегда держит в сердце слова Спасителя, и поэтому лучшим ответом сторонникам смешения - синтеза всех религий будет послание Московского Собора в 1948 году первой конференции по объединению всех религий: «Русская Православная Церковь всегда учила и учит, что Пятидесятница, т.е. Сошествие Св. Духа, уже была, и что христиане должны наблюдать теперь не новое явление Св. Духа, а славное Второе Пришествие Иисуса Христа. Умаление значения единой жертвы Иисуса Христа и предвещание о будущем «третьем часе», в котором откроется «ожидаемое царство Св. Духа», свойственно учению масонов и сектантов, и новоявленное пророчество о чаемой Вселенской Пятидесятнице есть только старый отголосок лживой проповеди этих соблазнителей» (33).

По словам священника о. Олега Стеняева: «религиозные воззрения Виссариона - весьма странные. Мало того, что он не знает библейских заповедей, он вообще считает, что автор Ветхого Завета - злой дух, и только Новый Завет был составлен «правильным духом». Но и Новый Завет он не весь признает. Это очень удобная позиция - объявить свою систему. Только никакого отношения к Богу, к религии она не имеет. Виссарион вообще считает, что Бог изменяется во времени и в пространстве... Это примитивное языческое представление о Боге» (12).