Prot. Johann Meyendorff

Стандартный в Византии канонический свод – который в дальнейшем составит также основание для канонического права в славянских странах и в современной Православной Церкви, – это так называемый «Номоканон в четырнадцати титулах» (о его происхождении и развитии речь пойдет позже). Он содержит следующие канонические тексты чисто церковного происхождения:

I. Апостольский Канон, древний сборник восьмидесяти пяти дисциплинарных правил, который служил в первой половине IV столетия обычным каноническим текстом в Сирии. Содержание этого свода во многих отношениях отражает обычаи доникейского периода, но определенно он не восходит непосредственно к апостолам. Более краткий сборник (пятьдесят канонов) был переведен на латынь Дионисием Эксигом (конец V в.) и получил широкое распространение на Западе. Введение всего свода из 85 канонов в каноническое право Константинопольской Церкви – дело патриарха Иоанна III Схоластика (565– 577), которое было одобрено Пято–Шестым собором (692 г.). Различие между кратким и полным сводами сыграет затем свою роль в греко–латинской полемике.

II. Каноны Вселенских соборов:

1. Никея (325 г.) – 20 канонов.

2. Константинополь I (381 г.) – 7 канонов.

3. Эфес (431 г.) – 8 канонов.

4. Халкидон (451 г.) – 30 канонов.

5. Пято–Шестой собор, известный также как Трулльский собор, а в византийской литературе нередко именуемый «Шестым» (692 г.), поскольку весь его канонический «корпус» получил post factum 144 статус «вселенского» и был процедурно приписан вселенским соборам 553 и 680 гг., – 102 канона.

6. Никея II (787 г.) – 22 канона.

III. Каноны поместных соборов:

1. Анкира (314 г.) – 25 канонов.

2. Неокесария (314–325 гг.) – 15 канонов.

3. Антиохия (341 г.) – 25 канонов.

4. Сардика (343 г.) – 20 канонов.

5. Гангра (первая половина IV в.) – 21 канон.

6. Лаодикия (IV в.?) – 60 канонов.

7. Константинополь (394 г.) – 1 канон.

8. Карфаген (419 г.) – 133 канона (иногда 147 канонов); свод известен также, как Codex canonum ecclesiae Africanae145. Этот сборник канонов явился результатом непрерывной законодательной работы африканских соборов. Окончательный текст свода составлен в 419 г.

9. Константинополь (859–861 гг.); этот собор известен также как «Перво–Второй» по той причине, что два собора, 859 и 861 гг., для удобства рассматривались в качестве одного собрания, – 17 канонов.

10. Константинополь (879–880 гг.), иногда именуемый «Восьмым Вселенским» собором, – 3 канона.

IV. Каноны святых отцов: патристические тексты, собранные в этой рубрике, представляют собой, по большей части, написанные по случаю письма или же авторитетные ответы отцов частным лицам. В сборниках они часто делятся или классифицируются по «канонам». В «Номоканоне» приводятся тексты следующих авторов: