Bishop Alexander (Mileant)

[Чтобы дать нашим читателям картину широты распространения преданий о Потопе, приведем насколько список народов, среди которых отмечены эти предания в эпоху, предшествовавшую появлению среди этих народов Библейских повествований. Существует два цикла вавилонских преданий о Потопе. Известный из клинописных анналов, восходящих к 2-м тысячелетиям до Р. X. рассказ об Утнапиштим, и сохраненное вавилоно-греческим летописцем Берозом предание о Ксинсуфре. Сирийцы : Древнеримский писатель Лукиан (De Dea Syra) передает сирийское предание о Потопе. О том же говорит Иосиф Флавий (Ant. 1, 3, 6). Арабы : Коран несколько раз упоминает а Потопе. Суры 54, 9 и 69, 11 без сомнения навеяны Библейским повествованием, но в Суре 18, 59 передается, по-видимому, независимое от Библии древнее арабское предание. Греки : Классическое предание о Девкалионе, сыне Прометея и его жене Пирре. Персы : В Авесте (Vendidad 2, 46) говорится о Потопе. Индусы : О Потопе говорится в трех источниках: в Сатапат-Брахмане, в Магабгарате к в Бхагавата Пурана. Алгонкины (северо-американские индейцы): Записанное первоначально миссионером Пер-ле-Жен в 1634 году предание повествует о мускусной крысе, нашедшей сухую землю при Потопе. Ацтеки : Известное предание о Кецалькоатле. Полинезийцы : На Гавайских островах предание о Потопе и корабле Тангалоа; на Таити — о наводнении солнца; на Новой Зеландии — о Мави (Новозеландском Ное)].

Потоп был всечеловеческий , а не все территориальный. Ни Африка, ни юго-западная Азия, ни Австралия ни Америка не были покрыты волнами Потопа. Всемирный Потоп означает гибель всего человечества целиком и всех живых тварей в местах их обитания, а не по всему земному шару. Надо вспомнить, для чего Господь создавал Потоп: «Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле… И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил». Следовательно, мы вполне можем представить себе Потоп и в виде наводнения, охватившего только «икумени» , т. е. лишь пространство земли, населенное людьми, а как велико было это пространство — мы не знаем.

При этом, нас может не смущать то обстоятельство, что святая Библия несколько раз говорит о Потопе, как о распространившемся «по всей земле». Библия и вся религиозная литература, занятая лишь заботами о человеческих душах, а не проблемами географии, часто называет землей и вселенной лишь область обитания людей, а иногда даже лишь область определенной человеческой культуры — той, которая созрела для воздействия Священного Писания. Так воспитанная на Библии Византия именовала Вселенной бассейн Средиземного моря, почему и императоров своих именовала «повелителями вселенной», и Константинопольскому патриарху дала титул «вселенского».

Когда именно произошел Потоп , мы не знаем. Вероятно он случился в очень отдаленной эпохе человеческой истории, и самая широта распространения преданий о нем подтверждает это.

Пишущему эти строки, (мне лично, впрочем, очень спорно) представляется наиболее вероятным отнесение Потопа к эпохе, известной в науке, как грань между эпохой Мустье и эпохой Ориньяк, грань между нижним и верхним палеолитом, когда неожиданно и внезапно с лица земли исчезла многочисленная пред тем раса Неандертальского человека, некоторые признаки которого (полное отсутствие погребений, следовательно, можно думать, отсутствие веры в загробную жизнь, отсутствие всяких художественных рисунков, т. е. пренебрежение к чувству красоты и т. п.) соответствуют основным признакам отрицательной ветви допотопного человека:

«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть»

, т. е. без признаков духовной жизни.

Примечание: В ковчег были взяты животные, населявшие местность, где должен был случиться потоп. Ни о каких жирафах, носорогах т. п., которые в той местности никогда не водились, не было и речи в Библейском повествовании. «И сказал Бог Ною: войди ты и все семейство твое в Ковчег, ибо Я увидел тебя праведным передо Мною в роде сем. И всякого скота чистого возьми по семи (пар) мужского пола и женского, а из скота нечистого по два, также и птиц небесных по семи, летающих домашних птиц: уток, гусей, кур, возможно, лебедей, аистов и пр., которыми так богата Месопотамия, а также голубей и ворон». «Через семь дней воды Потопа пришли на землю. В сей день разверзлись все источники великой бездны (т. е. моря и океана) и окна небесные раскрылись». — Конечно, выражение про небесные окна не буквальное, а фигуральное.

Размеры Ноева Ковчега вполне соответствуют исследованиям Фернанда Наварра. Во время экспедиции на вершину Арарата в 1956 г. он видел под вечными льдами очертания Ковчега и привез часть его шпангоута из дуба, древность которого определена радиоактивным методом в 5 тысяч лет. См. книгу Ф. Наварра на французском языке «Я нашел Ковчег Ноя», 1956 г.

Повествование о Потопе, является важным для всех времен в свете Христова предупреждения всем нам: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк. 17:26).

Мы уже говорили о том, что Всемирный Потоп, уничтоживший древнее, впадшее в развращение человечество, несмотря на кажущуюся жестокость этой меры, был проявлением Божией заботы о человечестве. Чтобы спасти последнюю ветвь человечества, способную к духовному возрождению и совершенствованию, к тому, чтобы когда-то, пусть и в отдаленнейшем будущем, стать способной снова наследовать райскую жизнь, чтобы спасти эту ветвь, надо было уничтожить всё прочее, развратившееся человечество, дабы оно не заразило своим нравственным разложением последней здоровой ветви.