Марк Диакон -ЖИТИЕ И ПОДВИЗАНИЕ -ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО -ПОРФИРИЯ ГАЗСКОГО-Житие Порфирия Газского-Житие Святого

Преподобные епископы назнаменовали ее и ребенка знамением креста, и сотворив молитву, сели. После того, как они переговорили много назидательных речей, государыня сказала им: Знаете, отцы, что я решила сделать относительно вашего дела? Мой же владыка Порфирий сказал в ответ: что ты решила, то решила о Боге.

Ибо в эту ночь было открыто моему недостоинству в видении, что я в Газе и стою в тамошнем капище, называемом Марнион, и что твое благочестие дает мне евангелие и говорит; возьми, прочти. Я же, развернув, обрел стих, в котором Владыка Христос говорит Петру: Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь мою и врата адова не одолеют ей (Матф. 16, 18). Ты, государыня, сказала: мир тебе; крепись и мужайся.

И после этого я проснулся, и из этого убежден, что Сын Божий будет содействовать твоему намерению. Скажи же нам, государыня, что ты решила. 46. Царица сказала в ответ: Если будет угодно Христу, через немного дней дитя будет [38] удостоено святого крещения. Вы, уйдя, составьте просьбу и просите, поместив в ней, что хотите, и когда младенец выйдет после честного крещения, подайте прошение несущему его, я же научу его, что делать и надеюсь на Сына Божия, что все дело Он устроит по хотению Своего благоутробия. Мы же, получив такое поручение, весьма благословляли ее и ребенка и уйдя, составили прошение, поместив в бумаге многое, не только про низвержение идолов, но и относительно предоставления преимуществ и доходов святой церкви и христианам: ибо святая церковь была бедна. 47. Но прошествии дней, настал день, в который должен был быть просвещен новый царь Феодосий. Весь город украсился венками и был убран шелками и парчой и всяческими украшениями, так что никто не мог бы описать красоты города, но можно было видеть подобные волнам толпы жителей, украшенные одеждами всякого вида. Не по моим силам рассказать блеск этого украшения, но это могут сделать те, которые опытны в слове; я же перейду к настоящему истинному писанию. Когда Феодосий Младший был окрещен и был вынесен из церкви во дворец, можно было опять увидеть великолепие множества начальников и их блестящие одежды. Все были одеты в белое, так что можно было подумать, что толпа покрыта снегом. Впереди шли патрикии 46,

[39] иллюстрии 47 и все чины вместе с военными строями, все имели свечи, так что можно было предположить, что на земле светят звезды. Близ младенца, которого несли, находился и сам царь Аркадий 48 с лицом, более веселым и светлым, чем та порфира, в которую он был облечен, а один из вельмож нес младенца в светлой одежде. Мы же, видя толикую славу, удивлялись. Иже во святых Порфирий сказал нам: если то, что не по мнозе исчезнет, имеет такую славу, то на сколько более имеют ее небесные, уготованные достойным, яже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взидоша? (2 Кор., 2, 9). Мы стали в преддверии святой церкви, имея при себе и хартию с просьбой. 48. И когда он вышел после крещения, мы воскликнули, говоря: Просим твое благочестие и протянули хартию. Несший младенца, увидев и зная о нашем деле (государыня научила его заранее) приказал подать ему хартию, и взяв ее, остановился. Он приказал быть молчанию и раскрыв прочел часть, затем свернув, подложил руку под голову младенца; наклонив ее, он во всеуслышание закричал: Его держава повелела исполнить то, что изложено в просьбе. Все, видя это, удивились и поклонились царю, ублажая его по поводу того; что он удостоился увидеть при жизни сына своего царствующим; и он, [40] слыша это, ликовал. Было возвещено и царице Евдоксии то, что произошло, ради ее сына, и она обрадовавшись и упав на колени, благодарила Бога. 49. Когда дитя было внесено во дворец, встретила его государыня, взяв, облобызала, и неся его на руках, облобызала и царя, сказав: Счастлив ты, государь, тем, что видели очи твои при жизни твоей; и царь; слыша, радовался.

Царица же, видя его веселым, сказала: если угодно, посмотрим, в чем заключается просьба, дабы исполнить все, содержащееся в ней. Царь приказал прочесть хартию и, когда она была прочтена, сказал: Тяжко прошение, но еще более тяжек и отказ, так как это есть первое повеление нашего сына. Государыня сказала ему: Не только первое повеление, но и данное в этой святой одежде 49, и прошение сделано ради благочестия и подано преподобными мужами. С трудом согласился царь, при большом настоянии государыни. Все это возвестил нам боголюбивый Амантий. 50. На следующий день прислала за нами царица и по обыкновению первая приветствовала преподобных епископов, пригласила сесть и сказала им: По молитвам вашим Бог даровал мне совершить относящееся до вас дело, и содействием Его оно исполнено: вы видели, какой способ я употребила. Но, если угодно, завтра я пошлю за квестором 50 и на глазах [41] Ваших прикажу ему, чтобы по силе вашего прошения был составлен божественный указ от имени двух царей и, говоря просто, чтобы он исполнил все, что будет за сим следовать. Епископы, услышав это, весьма благословляли ее, и сына ее, и царя, и поговорив о многом другом душеполезном, простившись, ушли. На следующий день она послала за квестором и сказала ему: возьми эту хартию и по силе ее напиши божественный указ. Квестор, взяв хартию, со тщанием продиктовал в нашем присутствии божественный указ. Мы внушили ему назначить дуков 51 и консуляров и их обстановку для помощи. Когда был окончен и подписан божественный указ, мы просили государыню, чтобы дело было поручено кому-либо из знатных мужей, и она приказала Амантию сыскать из христиан ревностного человека, которому это могло бы быть поручено. 51. Ибо многие из сановников имели притворную веру, и их постигла божественная справедливость, так как цари, узнав, что они неправильно относятся к пречистой вере, сместили их с должностей и наказали телесно и денежно. Но это произошло до сего. Вследствие этого Августа поручила передать наше дело мужу православному, и оно было поручено члену консистории 52, по имени Кинигию, мужу чудному и ревностному о вере. Августа, призвав его, приказала ему разрушить до основания и предать огню все языческие [42] капища. Она подарила ему от руки деньги, сказав: возьми на расходы и ничего не бери у преподобных епископов. Получив таковые повеления от государыни, он вышел, сделавшись более готовым к исполнению. 52. Пробыв остаток зимы и совершив святые дни пасхальные 53 и воскресный, мы стали готовиться к отплытию, и просили чудного Амантия доложить о нас государыне, дабы проститься с ней. Он же, услышав, опечалился тем, что мы намереваемся отплыть, ибо он полюбил нас на столько, что просил государыню отпустить его ради молитвы на святых и честных местах. Государыня же побоялась отпустить его, чтобы он, уехав, не принял иночества и не остался там; она знала жизнь мужа: он был во истину непорочен, раздавал много милостыни, постоянно постился, принимал много странников и помогал нуждам благочестия. Столько о боголюбивом Амантие. Он доложил об нас государыне и мы вошли к ней, и она сказала преподобным епископам: когда вы отплываете с Богом? Они ответили: Сего ради мы пришли проститься с вашей державой. Она же сказала: Помните всегда обо мне и о моем сыне. 53. И тотчас приказала принести денег, и [43] когда они были принесены, сказала владыке моему епископу Порфирию: Возьми, отче, эти два кентинария 54 и выстрой посреди Газы святую церковь, которую я обещала создать, и дай мне знать, если будешь нуждаться еще в деньгах, и я тотчас пришлю. Построй и странноприимницу, чтобы можно было принимать братьев, приходящих в твой город, и давать им содержание в течении трех дней. Она дала и преподобнейшему Иоанну тысячу золотых и обоим драгоценные сосуды, и на расходы дала им по сто золотых. Упомянутый выше преподобнейший Иоанн епископ Кесарийский получил и те преимущества для своей церкви, какие хотел. И сотворив молитву, и дав многие благословения государыне и ее сыну, и царю, они вышли. 54. Они просили дозволения войти и к царю. Царь же спросил их, окончательно ли они собрались и подарила ли им что-нибудь Августа; они же сказали, что мы окончательно собрались, при спасении вашего благочестия и боголюбезнейшей вашей супруги и богохранимого вашего сына, и подарено нам много и значительно. Тотчас и царь приказал епархам 55 отделить им из общественных доходов Палестины по 40 литр золота 56, и сам дал на расходы по [44] одной пригоршне, что составило по пятидесяти номисм 57. И они, много благословив его, ушли. Мы пробыли в городе еще три дня, пока не получили выдачи сорока литр, и через три дня, сев на корабль, отплыли в двадцать третий день Ксанфика, по Газцам, а по Римскому в 18 день Апреля. Светлейший же Кинигий отправился после нас, пользуясь государственной почтой. 55. Мы прибыли на Родос через пять дней и весьма старались пройти к иже во святых Прокопию отшельнику, и когда очень просили корабельщика дать нам часа три, он не дал, говоря, что я не найду такого попутного ветра. Мы же говорили ему, что молитвы святого мужа в состоянии и спасти нас, и дать нам пригодный ветер.

Корабельщик же сердился и не внял нашей просьбе, но, запасшись водою, мы снялись с якоря. Мы очень опечалились, лишившись такого случая и молили святого своими молитвами простить нас и помолиться за нас, чтобы мы спаслись и исполнили то дело, которое нам было поручено. 56. Когда мы отправлялись из Родоса и проплыли благополучно два дня при благоприятном ветре, внезапно поднялась буря, ветры, молнии, гром и волнение, и волны стали воздыматься и становились, как высокие горы, и судно поднималось так, что мы думали, что стремимся к облакам. Поднялись крики, и [45] слезы, и моление Богу, и мы призвали и молитвы отшельника, преподобного Прокопия. При наступлении вечера, когда буря не успокаивалась, мы пробыли без сна всю эту ночь. К утру же, вследствие великой скорби, немного уснули преподобные епископы, и владыка мой Порфирий увидел во сне иже во святых Прокопия отшельника, говорившего им: огласите и назнаменуйте корабельщика (он принадлежит к отвратительной ереси Ария) и приготовьте его к проклятию Ария и его зловерия, и тотчас успокоится эта столь великая буря. Он не дозволил вам придти ко мне по причине того, что принадлежит к сказанной ереси. Все же огласите его, ибо он воспримет от вас православие. 57. Услышав это, ваш преподобный Порфирий пробудился и призвав нас, рассказал сновидение; тотчас, призвав корабельщика, мы сказали ему: хочешь ли спасти свое судно, и всех нас, а прежде всех, свою душу? Он же сказал: об этом не стоит и спрашивать. Епископы сказали ему: отрекись от своего зловерия и веруй в правую веру, и спасешься ты, и твое судно, и все мы. Корабельщик сказал ему: Так как я вижу, что вы обладаете предведением (ибо вы поняли то, что находится в моем сердце, когда никто вам об этом не возвестил), вот, я говорю вам: верую, как веруете вы и отрекаюсь ереси Ария и самого Ария. Прошу же вас на досуге просветить меня из святого писания в [46] правую веру. Преподобные же епископы, взяв, назнаменовали его, и сотворив над ним молитву, приобщили его святых таин 58. Тем временем успокоилась буря и к вечеру переменился ветер и мы плыли удобно; пробыв в море еще четыре дня, на пятый по утру приплыли в приморскую часть Газы, которая зовется Майума 59. 58. Когда мы сошли, то тамошние христиане, узнав об этом, приняли нас с псалмопением, равно как и христиане из города, и встретили нас с пением, имея знамение честного креста. Бывшие из двух местностей смешались и сделалась не малая толпа; но больше было из приморья, ибо там было много египтян, торговцев вином. Идолопоклонники же, видя, что происходит, терзались, но не дерзали ничего сделать, так как слышали, коликий почет имели преподобнейшие епископы у царей, и что идольские капища должны быть разрушены, и была в большой заботе и малодушии. 59. Когда же мы вошли в город, около так называемого Тетрамфода 60, стояло мраморное изваяние, и говорили, что это Афродита. Она находилась на каменном жертвеннике; и изображение статуи представляло нагую женщину, имеющую видимою всю ее срамоту, и все горожане почитали статую, в особенности [47] же женщины, зажигавшие свечи и воскурившие фимиам. Про нее говорили, что она прорицает в сновидении желающим вступить в брак, и обманывали одни другую ложью; а те, которым бес посоветовал вступить в брачное соединение, часто настолько были неудачны, что или доходили до развода, или дурно жили. Это мы узнали от тех, которые отвратились от обмана и признали истину. 60. Но и некоторые из идолопоклонников, не вынося неудач дурных сожительств, которые они заключали по повелению беса Афродиты, пришли в негодование и исповедали обман. Таковы бывают демоны для того, чтобы обманывать и не говорить ничего истинного, ибо они не в состоянии точно знать, но притворяются перед порабощенными ими, будто обладают этим, предсказывая по вероятности. Ибо как могут говорить правду отпавшие от правды? Если они и угадывают, предсказывая о ком-нибудь, то это делается случайно; как и люди часто случайно предсказывают относительно какого-нибудь дела, и оно случайно осуществляется. И мы удивляемся редко бывающим удачам, вследствие случая, а о постоянно происходящих неудачах молчим. Но довольно о бесах и их обмане. 61. Когда мы приплыли в город, как было сказано, придя на место, где находился названный идол Афродиты (христиане несли честное древо Христа, то есть, изображение креста), обитавший в статуе [48] демон, не перенося вида несомого знамения, выйдя из мрамора с большим нестроением, низверг самую статую и разбил ее на многие куски. Случилось, что два мужа из идолопоклонников стояли близ алтаря, на котором была водружена статуя, и она, упав, раскроила голову одному, у другого же разбила плечо и ключицу: оба они стояли, издеваясь над святым народом. 62. Многие же из Еллинов, видя происшедшее знамение, уверовали и смешавшись о мирянами, вошли вместе с ними в церковь, называвшуюся Ириной. В этот день произошла великая радость христианам, вследствие трех причин: во-первых, потому, что они встретили своего иерея здравствующим и исполняющим то, что желал, во-вторых, потому что языческие боги сокрушены и сделались вроде пыли, рассеиваемой с летнего тока, и те, которые уповали на них, очутились сокрушенными, подобно им; в третьих – и это важнее первых двух причин – что были спасены заблуждавшиеся души, и присоединились к стаду Христову. Епископ, назнаменовав их, отпустил с миром, приказав им заниматься святыми молитвами: по числу их было тридцать два мужчины и семь женщин. Архиепископ Иоанн, пробыв еще два дня в Газе, отправился в Кесарию, будучи провожаем на две мили всеми христианами и преподобным епископом. 63. Через десять дней прибыл и чудный [49] Кинигий, имея с собою консуляра и дуку 61, и большую помощь военную и гражданскую. Многие из идолопоклонников узнали об этом наперед и ушли из города – одни в селения, другие же в иные города, и это в большинстве были богатые жители города. Упомянутый Кинигий отдал дома бежавших под военный постой. На следующий день, призвав жителей города, в присутствии дуки и консуляра, он объявил им царский указ, приказывавший низвергнуть идолов и капища и предать огню. Идолопоклонники, узнав это, тотчас громогласно застонали, так что начальники вознегодовали и с угрозами выслали против них воинов, которые били их жезлами и палками, а христиане с великою радостью прославляли царей и власти. 64. И тотчас устремились с властями и воинами и разрушили капища. В городе было восемь общественных идольских храмов: Солнца, Афродиты, Аполлона, Коры 62, Екаты 63, так называемый Ироон 64, Счастия города, зовомый Тихион 65, и Марнион 66, посвященный, как говорили, рожденному на Крите Зевсу, и который считали наиболее славным из всех повсюду храмов. Было же множество и других идолов по домам и в весях, счета которым никто [50] подвести не мог. Бесы, понимая настроение жителей Газы, которые легко изменяются, наполнили обманом весь их город и окрестность: это случается с Газцами вследствие их великой простоты. Оттого и переведенные в святую веру, они делаются ревностными христианами. Но довольно о жителях Газы. 65. Воины с христианами из города и из морской его части устремились в капища, но были отражены от Марниума, ибо жрецы этого идола, услышав заранее, загородили большими камнями изнутри двери внутреннего храма и снесли в так называемые адиты 67 все драгоценные сосуды, бывшие в нем и даже самих посвященных богам животных, скрыли их там и через эти же адиты бежали к другим выходам. Говорили, что упомянутые адиты имеют многие выходы в разные места. Будучи, как сказано выше, отражены, они обратились к другим капищам, и одни разрушили, другие же предали огню, хватая в них все драгоценные сосуды. Иже во святых Порфирий подверг в церкви анафеме всякого христианина горожанина, который когда-нибудь возьмет что из капищ, для собственного пользования, и потому никто из верных горожан не взял ничего, за исключением воинов и находившихся там чужестранцев. Вместе с мирянами ходили благочестивые мужи из клира и сам преподобный Порфирий, препятствуя им [51] присваивать что-нибудь. И разрушение идольских храмов продолжалось десять дней. 66. По истечении упомянутых дней они стали совещаться и о Марнионе, как с ним поступить: одни говорили, что его надобно разрушить, другие – сжечь, третьи – очистить место и освятить под церковь Божию, и об этом было большое недоумение.

Наконец, иже во святых епископ объявил народу пост и молитву, дабы Господь открыл им, как следует поступить, и постившись в этот день и молившись Богу об этом, окончили святое собрание вечером. По окончании собрания, дитя около семи лет, стоявшее со своею матерью, внезапно закричало, говоря: Сожгите внутренний храм до земли, ибо в нем совершалось много ужасов, в особенности человеческие жертвы. Сожгите же его следующим образом: принесите жидкой смолы, серы и свиного сала: смешайте эти три и обмажьте бронзовые двери, и подожгите их; таким образом сгорит весь храм; иначе же невозможно. Внешний же храм оставьте вместе с оградой.

И, сжегши, очистите место и постройте святую церковь. Он сказал и следующее: свидетельствую вам перед Богом, не поступайте иначе; говорю не я, но говорит во мне Христос. Это он сказал на сирийском языке. Все слышавшие удивлялись и прославляли Бога. 67. Чудо это дошло и до слуха преподобного епископа, и воздев руки свои к небу, он [52] прославил Бога, сказав: «Слава тебе, Отче Святой, я утаил еси от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (Матф. 9, 25). И приказал дитяти и его матери быть в епископии после отпуска в церкви; отведя дитя, он сказал женщине: Заклинаю тебя Сыном Бога живого, скажи, по твоему внушению или по чьему-нибудь, с твоего ведома, твое дитя произнесло то, что сказало про Марниум? Женщина же отвечала: Предаю себя страшному и ужасному судилищу Христову, если я что-нибудь знала наперед из того, что произнесло в этот день дитя мое. Если тебе угодно, вот дитя: возьми его и расспроси с угрозами, и если сказал это по чьему-либо внушению, он из страха признается, если же не скажет ничего иного, то ясно, что он был вдохновляем Духом Святым. Епископ, выслушав слова женщины и похвалив, сказал, чтобы она ненадолго удалилась и привела дитя; когда дитя предстало, он сказал: Кто внушил тебе произнести в церкви то, что ты говорил по поводу Марниума? Дитя молчало. Тогда преподобнейший епископ приказал принести бич и положить дитя для того, чтобы его устрашить, и, держа бич, громко закричал, говоря: кто сказал тебе, чтобы ты говорил? скажи, чтобы не быть биту бичом. Дитя же оставалось в молчании, не говоря ничего. Тогда и мы, присутствовавшие, говорили ему то же самое, с угрозами. Он же не двигался.

[53] 68. Наконец, когда все успокоились, дитя, раскрыв свои уста, сказало по-гречески: сожгите внутренний храм до земли, ибо в нем совершалось много ужасов, и в особенности человеческие жертвы. Сожгите же его следующим образом: принесите жидкой смолы, серы и свиного сала; смешайте эти три и обмажьте бронзовые двери и подожгите их; таким образом сгорит храм; иначе же этому произойти невозможно.

Внешний же оставьте с оградой. И, сжегши, очистите место и там постройте святую церковь. Свидетельствую вам паки пред Богом, не поступайте иначе. Ибо говорю вам не я, но Христос во мне. Преподобнейший епископ Порфирий и сущие с ним, услышав удивились дерзновению дитяти и тому, что он говорил раздельно, и призвав его мать, спросил ее, знает ли она или ее сын греческий язык. Она же клятвенно уверяла, что ни она, ни ее дитя не знают по-гречески. Преподобнейший Порфирий, снова услышав, прославил Бога и принеся три номисмы, дал женщине. Мальчик, увидав номисмы в руке своей матери, воскликнул, сказав на Сирийском языке: не бери мать, не продавай и ты за золото дар Христов. И опять, услышав, мы удивлялись более. Женщина же возвратила три номисмы, сказав епископу: молись за меня и за мое дитя и препоручи нас Богу. И преподобный епископ отпустил их с миром. [54] 69. Утром же, собрав благочестивых клириков и христолюбивый народ, а также и чудного Кинигия и архонтов, рассказал им, как изрекло дитя по поводу Марниума; услышав, они удивились и согласившись сказали, чтобы по словам отрока он был таким образом сожжен. И так, принеся жидкую смолу, и серу, и свиное сало и смешав эти три, обмазали внутренние двери, и сотворив молитву, подложили огонь, и тотчас занялся и воспламенился весь храм; те из воинов и чужестранцев, которые были в состоянии, хватали из огня, что попадалось: золото, пли серебро, или железо, или свинец. 70. Был там муж из воинских начальников, называемый трибуном 68, приставленный к сожжению храма. По видимости он был Христианин, но в тайне от толпы – идолопоклонник. Он, присутствуя и видя сожжение, и хищение со стороны воинов, терзался и под предлогом бесчиния их, нещадно бичевал всякого, кого находил несущим что из добычи. Когда это так происходило и стены рушились от огня, внезапно горящая балка упала на трибуна и навлекла на него двойную смерть: разбив ему голову, остальное тело она сожгла, и тотчас верующие из воинов и христолюбцы из народа, узнав про него, что он был склонен к идолам, прославили Бога и сказали оный псалом, говорящий: Что хвалишься во злобе сильне? беззаконие весь день, [55] неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду.

Возлюбил еси вся глаголы порочныя, язык льстив. Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет тя и преселит тя от селения, твоего и корень твой от земли живых (Псал. 51, 3-8), и следующие слова псалма. Капище продолжало гореть много дней. 71. После этого были произведены обыски по домам (во многих дворах находилось много идолов) и то, что было находимо, предавалось огню или было бросаемо в грязь. Были находимы и книги полные волшебства, которые они называли священными и по которым идолопоклонники совершали таинства и другие беззакония; и эти книги подверглись той же участи, как и их боги. 72. Многие прибегали к святой вере: одни от страха, другие, раскаиваясь в прежнем образе жизни, и всем отверзала двери святая церковь, памятуя о священном Писании, которое говорит: толкущему отверзется и ищай обретает (Матф. 7, 8), и паки: аще виною, аще истиною, Христос проповедаем есть (Филип. 1, 18). Некоторые из верных говорили преподобному епископу, что не следовало принимать тех кто приходит из страха, но тех, кто с добрым намерением. 73. Преподобный епископ отвечал так: есть добродетели, которые являются у людей вследствие [56] обстоятельств. Подобно тому, как купивший раба нерадивого, с начала вразумляет его всячески образумиться и работать простосердечно, когда же обретет его вовсе не внимающим вразумлению, тогда по необходимости устрашает его, бьет, связует и тому подобное, не желая его погубить, но сохранить и научить должному, таким разумейте и Бога, который долготерпелив к нашему нерадению, часто советует нам полезное через Писания и других святых мужей, и когда мы не повинуемся, то всячески желая, как благий и человеколюбивый Владыка, приобрести нас, а не отвергнуть, устрашает и наказует нас, призывая нас с нуждою к признанию должного. Почему и говорит Божие Писание: егда убиваше я, тогда взискаху его и обрящахуся и утреневаху к Богу (Псал. 77, 34); и паки говорит ради отклоняющихся и отказывающихся от ига Божия: браздами и уздою челюсти их востягнеши не приближающихся к тебе (Псал. 31, 9). Необходимо, чада мои, чтобы человечеству было напоминаемо страхом, угрозами и наказанием. Посему паки говорит: Благо мне, яко смирил мя еси яко да научуся оправданием твоим (Псал. 118, 71). Это сказал я ради желающих приступить к святой нашей вере. Ибо если они приблизятся и с колебанием, время, Христу благоволящу, может умягчить их; и другое возвещу вам, что если они не окажутся достойными веры, как бывшие в одежде зла, [57] то родившиеся от них могут спастись, обращавшись в добром. 74. Сказав это и убедив братию, преподобный Порфирий принимал всех желающих быть просвещенными, огласив их в течение многих дней не только перед крещением, но и после этого; он постоянно учил слову, не беседуя высокопарно из желания выказаться, но уча простыми речами, и разрешая все от писания. И так в тот год присоединилось к стаду Христову около трех сот имен, и с того времени ежегодно число христиан умножалось. 75. Когда Марнион был в конец сожжен и порядок в городе восстановлен, блаженный епископ советовался с честнейшим клиром и христолюбивым народом о создании святой церкви на сожженном месте, как ему было объявлено в откровении, когда он находился в Константинополе, и ради чего он получил деньги от благочестивой царицы Евдоксии. И так он, отпустив архонтов и христолюбивый народ, часть подкрепления удержал для того, чтобы не случилось какой перемены после ухода их, и не только для этого, но и для помощи при свозе материала для названой святой церкви. Некоторые советовали построить ее во положению капища: оно было кругловидно и обнесено двумя портиками, находившимися один в другом; по середине был киворий 69 с отдушиной, простиравшийся в [58] вышину; он имел и другие приспособления для идолов, приноровленные к тому, что происходило у идолопоклонников, и было грязно и беззаконно. И так, некоторые говорили, чтобы святая церковь была выстроена по этому положению, другие же не соглашались, говоря, что следует уничтожить и самую память о положении. Говорившие это, убедили всех, как сказавшие хорошо, преподобный же епископ сказал: предоставим и это воле Божией. В то время, когда очищалось место, прибыл магистриан, привезший царское послание приснопамятной Евдоксии. В нем заключался привет и просьба о молитве за нее и за царей – ее мужа и сына. На другой же хартии, отдельно от письма, был план святой церкви, в виде креста, как зрится теперь, и в письме заключалось, чтобы святая церковь была выстроена по плану. Иже во святых Порфирий обрадовался, прочтя и посмотрев на план: он узнал, что и это случилось по Божественному откровению, и вспомнил слова писания: сердце царево в руце Божией (Притч. Солом. 217 1). В письме заключалось еще, что будут посланы многоценные колонны и мраморы. 76. Когда был вывезен пепел и уничтожены все мерзости, оставшиеся обломки мраморных украшений Марниона, которые, как говорили, были священны, и находились в месте недоступном, в особенности для женщин, преподобный епископ [59] решил вставить в площадь, вне, перед храмом, дабы их попирали, не только мужи, но и жены, и свиньи, и звери. Это опечалило идолопоклонников сильнее, нежели сожжение храма, почему многие из них, в особенности женщины, не ступают на мрамор даже доныне. Немного времени спустя, он объявил пост на один день, и по отпусте утренних молитв боголюбивый епископ приказал каждому христолюбивому мужу принести кирки, грабли и подобные тому орудия. Это он объявил заранее, о вечера, для того, чтобы все утром обрелись наготове, что и было исполнено. 77. Когда народ собрался с названными орудиями во святой церкви, называемой Ирина, он приказал, чтобы все вместе с пением отправились в прежде бывший Марнион, а сам следовал, неся святое евангелие и имея вокруг себя честный клир, по истине подражая Христу с учениками. Перед народом предшествовал приснопамятный Вароха, неся изображение честного креста, по обе же стороны народа были воины, оставленные ради благочиния в городе. Идя, они пели, и на местах разделения псалма, говорили: аллилуйя. Был же псалом, который они пели:

Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице его во исповедании и во псалмех воскликнем ему. Яко Бог велий Господь, и царь велий по всей земли. Яко в руце его вси концы земли и высоты гор того суть: яко того есть море и той сотвори е и [60] сушу руце его создаше. Приидите поклонимся и припадем ему, и восплачемся, пред Господем сотворшим нас: яко той есть Бог наш, и ми людие пажити его и овцы руки его (Псал. 94, 18). 78. Пели и другие псалмы до тех пор, пока не вошли в Марнион. Иже во святых епископ Порфирий обратился к некоему Руфину, архитектору из Антиохии, мужу верному и знающему, через которого и была окончена вся постройка. Этот, взяв гипс, назнаменал положение святой церкви по образцу плана, присланного боголюбивейшей Августой Евдоксией. И преподобнейший епископ, сотворив молитву и коленопреклонение, приказал народу копать. Тотчас все единодушно, с одинаковою готовностью, стали копать, восклицая: Христос победил. И нельзя было заметить разницу между мужем и женою, старцем и дитятей, но готовность придала всем одинаковую силу, и одни копали, другие выносили землю, так что через немного дней все место было раскопано и расчищено. 79. Приготовив заранее материал из огромных камней, (вырубленных в холме) называемом Алдиомат 70, находящемся на Восток от города, и из других веществ, иже во святых, опять собрав христолюбивый народ, и сотворив многие моления и псалмопения на месте, препоясав себя, первый [61] начал таскать камни и класть в основание, затем боголюбивые клирики и все миряне, радуясь и громогласно воспевая, так что их было слышно за три мили от города. 80. В этот день произошло большое чудо. Существуют внутри ограды святилища колодцы, из коих один приходится с западной стороны нынешней святой Божией церкви, имеющий не малую глубину. И вот три, отрока, жаждавшие, пришли напиться и приблизившись к отверстию колодца нагнулись, опершись на дерево, бывшее на отверстии, как случается делают дети, и так, как дерево подломилось, то все трое упали в колодезь. Некоторые, бывшие там, пошли рассказать народу о том, что случилось, и произошло не малое смятение, при чем все сбежались к колодцу.

Преподобнейший Порфирий, узнав о случившемся и сам прибежал на место и приказал, чтобы все замолчали; когда это сделалось, он начал молиться и просить у Бога с великими слезами сохранить отроков живыми и невредимыми, и наипаче ради идолопоклонников, дабы они не сказали: Где есть Бог их (Псал. 113, 11), на которого они надеялись? И проведя час, простершись на земле, и встав, приказал кому-то спуститься по ведерным веревкам и искать детей. Из толпы кричали, взывая к детям, и никто не мог слышать их с низу из колодца. 81. И когда спустился человек, три отрока обрелись сидящими недвижимо на большом камне, [62] весело разговаривая друг с другом. Когда же человек увидел их, то весьма почудился и прославил Бога, и крикнув снизу, сказал: прославьте Бога, ибо три отрока живы. Иже во святых преподобный епископ и народ, услышав это, возрадовались и опустив большую корзину, приказали поднять вместе всех троих, так как они были невелики, приблизительно лет по шести или семи. И тот, кто был внизу, приняв корзинку и твердо привязав, посадил троих, приказал им зажмурить глаза до поднятия вверх и говорить: Иисусе Христе, спаси. И сделав это, он закричал, чтобы тянули веревку с ловкостью, и когда их тащили, они говорили песнь трех отроков: Благословен еси Господи Боже отец наших (Дан. 3, 52). И когда они были вытащены и их увидел иже во святых епископ (он находился, стоя у отверстия колодца и держал веревку), то, исполнившись радости и слез, воскликнул:

Благословите вся дела Господня Господа, пойте. (Дан. 3, 57). Когда же вынули их из корзины, то ощупали, не повредилось ли у них что-либо на теле, и у них не нашлось никакого повреждения, то мы увидели великое чудо. 82. Ибо три отрока обрелись, имея крестовидные изображения, как бы от укола иглою, один – по середине чела, другой – выше правой кости, около пальцев, третий – на правом плече. Кресты отпечатались прекрасно, ни криво, ни косо, но одномерно, [63] так что ясно было, что это знамение Божие. И они не причиняли им боли, не было и крови, но были отпечатаны, как бы краской, и оставались на них долгое время на зрение и удивление всем. И многие из чужеземцев, видя, уверовали. 83. Когда был поднят и человек, спустившийся ради детей, то он уверял клятвенно, говоря, что когда я положил их в корзину и они поднимались, то видел как бы молнии кругом их до тех пор, пока они не достигли отверстия колодца. Христианам в этот день была великая радость, а идолопоклонникам печаль и соблазн. Постройка же двигалась вперед день ото дня, так как все работали с охотою и старанием. Ибо епископ не отнимал ни у кого его мзды, но платил больше, щедро относясь к работавшим и говоря: справедливо, чтобы все дело постройки не было проклинаемо, но благословляемо. 84. На следующий год царица Евдоксия прислала колонны, которые обещала; они были большие и по числу тридцать две (они зовутся Каристийскими) 71 сверкающие во святой церкви наподобие смарагдов. Когда они прибыли, то снова проявились тщание и готовность христолюбивого народа, ибо все, услышав, тотчас побежали на берег, не только мужи, но и [64] жены, и дети, и старцы (всем придавало силу желание веры) и, привезя телеги и положив на них каждую колонну, тащили и полагали во дворе храма, затем возвращались и тащили другую, и делали так до тех пор, пока не перетаскали всех. И сие о сих. 85. В это время прибыла в город некая жена Антиохиянка, по имени Юлия, принадлежавшая к отвратительной ереси так называемых Манихеев, и узнав, что некоторые новопросвещены и еще не утверждены в святой вере, вкрадываясь, развращала их своим чародейским учением, и гораздо более раздачею денег. Ибо положивший начало сказанной безбожной ереси не иначе мог уловить кого-либо, как только раздачею денег. Ибо их учение для людей разумных исполнено всяческого богохульства и осуждения и старушечьих басен, привлекающих женщин и похожих на детей мужей, имеющих слабый ум и рассудок. Они составили это свое злоучение из различных ересей и еллинских учений, желая обманом и хитростью привлечь всех.