Kniga Nr1110

4. Парменид. О природе, VIII, 3-6. Пер. М. Дынника.

5. Там же, I, 34-36.

6. Там же, VIII, 34-36. Пер. С. Трубецкого.

7. Парменид, отождествляя Бога и Бытие, выражает эту мысль так: "Быть или вовсе не быть - вот здесь разрешенье вопроса. Есть бытие, а небытия вовсе нету" (VIII, 15; IV, 3-4).

8. Парменид. О природе, VIII, 28-31. "Здесь,- говорит С. Трубецкой,обнаруживается основной недостаток мысли Парменида: его единое оказывается ограниченным своею собственной отвлеченностью; оно принуждено быть единым;

и вместе с тем какая-то роковая сила заставляет его непонятным образом создавать призрачный мир явлений" (С. Трубецкой. История древней философии, т. I, с. 108).

9. Это относительное признание реальности мира "мнения", или множественности, в системе Парменида было, вопреки многим старым авторам, доказано Трубецким (Ист. древней философии, I, с. 106 cл.) и особенно убедительно обосновано Кессиди (см.: Ф. Кессиди. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., 1972, с. 240 cл.).

10. Свидетельства о жизни философа собраны в А. Маковельский. Досократики, т. I, с. 135 cл.

11. А. Маковельский. Досократики, т. I, с. 139

12. Фрагментов из книги Гераклита в классическом издании Дильса насчитывается 139 (из них 126а - 139 считаются сомнительными и подложными). Они много раз переводились на русский язык (пер. Г. Церетели - в приложении к кн.: П. Таннери. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902; пер. В. Нилендера - М., 1910, вместе с текстом подлинника; пер. А. Маковельского - в I томе "Досократиков", пер. П. Блонского - "Гермес", 1916, Э 3; пер. М. Дынника - в сб. "Материалисты древней Греции", М., 1955). Здесь мы цитируем по новому переводу В. Соколова, сделанному со 2-го издания Дильса (1964). Он опубликован в приложении к кн. Э. Михайловой и А. Чанышева "Ионийская философия".

13. Гераклит. Фрагменты, 2.

14. Там же, 49.

15. Там же, 74.

16. Там же, 14.

17. Там же, 4.

18. Там же, 55, 107. Подробнее см.: М. Мандес. К теории познания Гераклита.- Сб. статей в честь В. Бузескула, 1914, с. 71 cл.

19. Собственно, этой формулы нет в дошедших до нас фрагментах Гераклита. В словах, приводимых Платоном (Кратил, 402а), Гераклит говорит "панта рей", т. е. "все движется", но по сути дела оба выражения тождественны.

20. Есть нечто сходное в учении Гераклита о всеобщем потоке с буддийской доктриной "дхарм".

21. Гераклит. Фрагменты, 91, 12.

22. Там же, 49а.

23. Там же, 53, 80.