Kniga Nr1110

17. Там же, 4.

18. Там же, 55, 107. Подробнее см.: М. Мандес. К теории познания Гераклита.- Сб. статей в честь В. Бузескула, 1914, с. 71 cл.

19. Собственно, этой формулы нет в дошедших до нас фрагментах Гераклита. В словах, приводимых Платоном (Кратил, 402а), Гераклит говорит "панта рей", т. е. "все движется", но по сути дела оба выражения тождественны.

20. Есть нечто сходное в учении Гераклита о всеобщем потоке с буддийской доктриной "дхарм".

21. Гераклит. Фрагменты, 91, 12.

22. Там же, 49а.

23. Там же, 53, 80.

24. Там же, 51. Здесь имеется в виду образ тетивы и струны, которые, натягиваясь, совершают действие и возвращаются в прежнее положение.

25. Там же, 10.

26. "Мы можем,- говорит В. Гейзенберг,- сказать, что современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово "огонь" словом "энергия", то почти в точности высказывание Гераклита можно считать высказыванием современной науки" (В. Гейзенберг. Физика и философия. М., 1963, с. 41).

27. Гераклит. Фрагменты, 30. Некоторые переводчики с известным основанием переводят "космос" как "мировой порядок".

28. См., напр.: В. Асмус. История античной философии. М., 1965, с. 27.

29. Огонь назван у Гераклита "вечно живым". Св. Ипполит, из книги которого заимствуют 64-й фрагмент, говорит, что, согласно Гераклиту, "этот огонь разумен и что он-причина всего миропорядка" (пер. В. Нилендера).

30. Гераклит. Фрагменты, 32.

31. Там же, 66. Здесь, несомненно, эсхатологический намек.

32. Там же, 67.

33. Католический философ Фр. Коплестон считает, однако, что определение "пантеист" в данном случае не совсем точно; он полагает, что ко всем досократовским системам больше подходит термин "монизм", т. к. в них Божественное не является объектом религиозного благоговения (см.: F. Сорlestoп. A History of Philosophy, I, р. 77). Тем не менее мистическая окраска Гераклитовых изречений позволяет сделать для него исключение среди прочих досократиков.

34. О мистическом значении символа огня в древних учениях см. интересное исследование М. Гершензона "Гольфстрим" (Пг., 1922), в котором проводятся аналогии гераклитовского Огня с символикой Индии и Библии. О различных трактовках Огня у Гераклита см.: М. Мандес. Огонь и душа в учении Гераклита. Одесса, 1912.

35. См.: С. Трубецкой. Учение о Логосе и его истории. М., 1906, с. 13 cл.

36. Гераклит. Фрагменты, 54, 45, 115, 41. Словом "замысел" здесь переведен термин, который вполне может означать "ум", "разум" (см.: И. Дворецкий. Древнегреческо-русский словарь. Под ред. С. Соболевского. М., 1958, с. 327).

37. Гераклит. Фрагменты, 83.