Kniga Nr1110

2. См.: В. Асмус. Платон. М., 1969, с. 5.

3. Св. Иустин. 2-я Апология, 13; см. также высокую оценку платонизма, данную апологетами Афинагором (Апология, 19, 23) и Минуцием Феликсом (Октавий, 22, 34).

4. П. Флоренский. Общечеловеческие корни идеализма.- Богословский Вестник, 1909, сентябрь, с. 285.

5. N. Аrseniev. Revelation of Life Eternal. N. Y., 1963, р. 49.

6. Эти аспекты учения Платона частично рассмотрены у В. Зеньковского (Преодоление платонизма и проблема софийности твари.- "Путь", 1930, Э 24).

7. Платон. Письма, 324 е.

8. Хронология сочинений Платона точно не установлена. Однако в результате длительной работы исследователей была реконструирована общая картина истории его творчества, спорная еще в деталях, но в целом общепризнанная. См.: Вл. Соловьев. Жизнь и произведения Платона.- Собр. соч., т. XII, Брюссель, 1970, с. 375 cл.; W. Lutoslawski. The Origin and Growth of Plato's Logic. N. Y., 1905, р. 35 f.; А. Лосев. Ук. соч., с. 50 cл.

9. См. характеристику, которую дает Гегель собеседникам Платоновых диалогов: Гегель. Сочинения, т. X, с. 195.

10. А. Боннар. Греческая цивилизация, т. III, с. 154.

11. Платон. Eвтифрон, 14 с. Пер. С. Жебелева.

12. Платон. Горгий, 459 b.

13. Об Архите см.: М. Смоленский. Архит Тарентский, его жизнь и сочинения.- Журнал Министерства Народного Просвещения, 1877, ч. 192.

14. Платон. Государство, 473 d.

15. Платон. Письма, 325 d.

16. Там же, 326 b.

17. Там же, 327 а; Плутарх. Жизнеописания. Дион, 4, 5.

18. Диоген Лаэртский, 3, 19-20; Плутарх. Дион, V.

19. Вл. Соловьев. Жизненная драма Платона.- Собр. соч., т. IX, с. 219.

Глава двадцатая

МЕЖДУ ДВУХ МИРОВ

Афины, 387-370 гг.

Пусть наша жизнь - облаков тающих тени,

все же в основе основ нет изменений.

Р. М. Рильке

Платону было около сорока лет, когда к нему пришла слава. Его умение увлекательно излагать самые сложные метафизические предметы пленяло читателей, даже не искушенных в философии. Книги Платона скоро распространились и за пределами Афин; послушать его приезжали люди из далеких областей.

У философа появились ученики. Некоторые из них, желая чем-нибудь выразить свое уважение и признательность Платону, собрали деньги, чтобы вернуть их человеку, который выкупил их учителя из рабства. А когда тот отказался принять сумму, на нее решили приобрести небольшое имение с рощей, посвященной герою Академу. Участок находился у старой дороги, ведущей в Элевсин, и хотя по ней постоянно двигались пешеходы, всадники и повозки, место это было более спокойное, чем Афины.

Дар учеников оказался для Платона неоценимым. Теперь он мог с головой погрузиться в умственные занятия, работать над диалогами, гулять в парке, обдумывая свои новые сочинения. В рощу Академа почти не долетал гомон толпы, и только треск цикад нарушал тишину.

Время от времени к философу стали приходить любознательные люди, и Платон не отказывался посвящать их в свои размышления. С тех пор этот приют мысли - Академия - много веков будет притягивать самых разнообразных искателей мудрости: из нее выйдут Аристотель и Зенон, Плутарх и Климент Александрийский, Василий Великий и Григорий Богослов.