Kniga Nr1114

Исторические факты не оставляют места иллюзиям о сущности парламентской демократии, возобладавшей в Англии и США к XIX веку. Со времен короля Вильгельма III-го Оранского, уличенного во взятке в 10 000 ф.с. за обеспечение монополии в торговле Ост-Индской компании, подкуп правительства, избирателей и парламентариев вошел в постоянную практику демократического общества15.

США, возникшие из английских колоний, воспроизвели политическую систему бывшей метрополии. Капиталисты предоставляли займы правительствам, вмешивались в выборы президентов, а особо предусмотрительные, вроде американского банкира и миллионера Джона Астора, аккуратно вносили деньги в избирательный фонд обеих политических партий, что обеспечивало им в конгрессе поддержку республиканцев и демократов одновременно. Подобные реалии превращали большую часть конгресса (парламента) в прямой рупор капитала, возраставшего, в том числе, и за счет наркотиков. Наиболее ценным качеством политика оказывалось умение представить своекорыстную цель делом всей нации, и наоборот, устремления избирателей использовать в чуждых целях. Из пионеров PR и маркетинга XIX века назовем консерватора Дизраэли, прославившегося перехватом противоположных лозунгов политических противников перед самыми выборами, и тем самым обеспечившего свою победу, и либерала Ллойд Джорджа, в предвыборных речах блестяще озвучивавшего устремления масс. Как наука и профессиональная сфера деятельности, PR и маркетинг окончательно оформились столетие спустя, когда в их распоряжении оказалась вся область современных гуманитарных знаний.

3. Рождение корпорации

Прошло несколько десятилетий, прежде чем нравственные побуждения лучшей части английского народа совпали с интересами торгового капитала Англии и США, вынужденного прекратить торговлю Индийским опиумом. К концу века, более дешевый наркотик ввозился в Китай из Турции, Ирана, Южной и Юго-Восточной Азии. Вместо ожидаемого увеличения прибылей, легализация опиума дала бурный рост местного культивирования, по количеству даже превышающего импорт. В Китае произошел "невообразимый прогресс опиокурения"16. Более дорогой индийский товар проигрывал борьбу за средства китайского покупателя. Даже скандальная подтасовка фактов в пользу торговли, осуществленная коррумпированной Королевской комиссией (1891), не могла надолго остановить начавшиеся процессы. Зачем было везти товар из Индии, когда прибыльным делом становилась его культивация в Китае?

Начало века в Китае ознаменовалось полной финансовой зависимостью манчжурского двора от иностранных банков, новым захватом территорий западными державами и расправой интервентов с восстанием ихэтуаней17. В это время в самой Англии всеобщий экономический кризис подгонял армию британских нищих к двенадцатимиллионной черте. И в Китае, и в Англии назревали крупные события. Необходимо было принимать срочные меры для предотвращения революционных выступлений.

В августе 1905 года Пекин спешно отправил за границу комиссию из чиновников для "изучения образцов" западных конституций. Надо полагать, консультации прошли согласовано, так как в 1906 году новое правительство либералов в Лондоне и псевдореформаторы в Пекине одновременно выдвинули лозунги борьбы с опиумом, популярные среди народа. Энергия антиопиумного движения использовалась властями как таран для проталкивания собственных интересов. Именно этим объясняется внезапность победы, парламентский перевес и вхождение в правительство на десятилетие было замершего антиопиумного движения. Благие намерения с энтузиазмом были поддержаны общественным мнением обеих стран.

Китайский имперский декрет от 20 сентября 1906 г. бойко объявил об искоренении опиума в десятилетний срок. Закрывались опиумные притоны и магазины с принадлежностями для курения, отзывались иностранные концессии на действующие в Шанхае 1600 курилен; среди прочих курильщиков особенно строгому лечению должны были подвергнуться дворяне и должностные лица. Ежегодно на десятую часть планировалось уменьшить экспорт Британского опиума, на девятую - культивирование мака в Китае. Подавление культивирования проводилось наспех, при помощи военной силы, и также небрежно, буквально с закрытыми глазами, было освидетельствовано британской инспекцией.

Последствия международной договоренности о постепенном прекращении торговли и беспрецедентных мер, принятых китайским правительством, выглядели совершенно парадоксально. По окончании намеченного срока разразился безобразный скандал, уличивший псевдореформаторов в крупномасштабной спекуляции наркотиком. Над плодами десятилетних усилий китайского общества повис гигантский вопросительный знак. В конце концов, для смягчения народного гнева, правительство выдало 100 ящиков опиума в целях показательного уничтожения зла в присутствии представителей знати и гражданских организаций.

Торжественное сжигание "последнего ящика" в Шанхае произошло 25 января 1919 г. и имело чисто символическое значение. "Последние 15 лет были свидетелями переучреждения Китайской опиумной промышленности в обширном масштабе. Местное культивирование вместе с тем фактом, что Китай становился одним из лучших всемирных рынков с высокой насыщенностью наркотиками, создавали сеть гораздо более запутанную, чем являлась старая индийская торговля", - в 1934 году констатировала "Британская опиумная политика..."

Английский автор приписывает случившееся неимоверной дремучести китайского феодализма и наивному идеализму английских джентльменов из парламента, поверивших, что Китаю достаточно будет десятилетия, чтобы справится с последствиями столетней опиумной экспансии. Китайский историк клеймит империалистов, кровопийствовавших при помощи местных компрадоров вплоть до революции 1949 года. Косвенные факты и законы экономики указывают на завершение подспудных процессов формирования чудовищной монополии.

Такова предыстория Корпорации D.

4. Инструменты власти