Kniga Nr1114

В 20-40-е годы Чикагская школа политической науки впервые начала проводить исследования воздействий на исход голосования направленной агитации (Госнелл), а также массовых коммуникативных и эмоционально-мыслительных процессов в комплексе (Лассуэл). Практика политических уверток, демагогии и лжи20, на протяжении столетий выработанная западной демократией, наконец обрела свою научную теорию. Шесть книг Гарольда Лассуэла, опубликованные с 1927 по 1939 гг21, положили начало "новому типу научной литературы о средствах массовой информации, пропаганде и связях с общественностью", стали основой для создания политического маркетинга.

В военные годы общественные науки приобрели еще более прикладной характер. Война собрала мощные силы европейской научной эмиграции в США, предоставив карт-бланш американской науке. По заказам военных ведомств проводили исследования такие известные ученые как Пол Лазарсфелд, Маргарет Мид, Гарольд Лассуэлл, Герберт Маркузе, Курт Левин и др. Круг исследуемых ими вопросов был чрезвычайно широк и касался направленности пропаганды противников, социализации детей, структуры семьи, культурной уязвимости и многого другого. Опыт междисциплинарного синтеза и эмпирических исследований, как нельзя кстати, пришелся после войны. Приемы и методы, использованные против внешних врагов, пригодились для решения внутренних проблем. Маркетинговые исследования приобрели чрезвычайную популярность.

К концу 40-х годов были совершены все важнейшие открытия, повлекшие утверждение маркетинга в качестве одного из современных инструментов управления обществом. "Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными... так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами", - говорилось в классическом учебнике Котлера. Что же касается коммерческой линии маркетинга, то скорость интеграции западной научно-практической мысли достойна восхищения. Уже в 70-е годы анализ рынка превратился в самостоятельную отрасль английской экономики. Специалистов, занятых маркетинговыми исследованиями здесь было больше, чем в любой другой европейской стране. Лидировали две компании с годовым оборотом около 2.5 миллионов ф.с. - филиал американской "А.С. Нильсен" и английская АГБ. Отметим, что исследования первых молодежных субкультур в Англии были проведены одним из институтов по изучению спроса.

Присоединение к научному арсеналу маркетинга необихевиоризма (моделирования поведения по Скиннеру) произвело окончательный переворот в способах осуществления власти. Мифология Свободы и Плюрализма охотно востребовалась массами. Правда, новоявленная Свобода прихрамывала и была заметно ограничена в передвижении. Вслед за мантией привычно волочилось тяжелое, намертво приросшее с колониальных времен каторжное ядро.

Отныне, управление в бывшей метрополии и бывшей колонии стало осуществляться с неслыханно расчетливой жестокостью, и безжалостностью отработанного механизма.

5. Рефлексы

Одним из провозвестников поведенческой революции стал знаменитый американский психолог Беррес Фредерик Скиннер. В 1948 году студенты зачитывались его романом "Уолден-2", описывающим утопическое сообщество, основанное на контроле поведения посредством принципов подкрепления. Скиннер предлагал "создание социальных форм общностей людей", основанных на идеях оперантного бихевиоризма. Все члены такого рода социальных общностей должны быть полностью интегрированы в "систему позитивного подкрепления через поведение", вследствие чего отпадает необходимость в каких-либо репрессивных институтах. Перед маркетингом открылись безграничные возможности манипулирования переменными окружающей среды, позволяющие направлять поведенческие реакции в нужное русло. По случайному совпадению, Б.Ф. Скиннер родился в 1904 году, в год присуждения Нобелевской премии физиологу И.П. Павлову. Необихевиоризм Скиннера построен на открытых Павловым условных и безусловных рефлексах. Опишем хрестоматийный опыт, дающий представление об основных положениях необихевиоризма.

В ящике только рычаг и миска. Полуголодная крыса, случайно задев рычажок, получает шарик пищи. Голод заставляет ее нажимать рычаг все чаще и чаще. Крыса научилась нажимать рычажок (оперантное научение), благодаря первичному (безусловному) подкреплению (пища). Безусловное подкрепление - любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами. Для людей это - пища, вода, физический комфорт, секс. Если перед подачей шарика пищи ввести звуковой сигнал животное научится реагировать только при его наличии. Условное подкрепление происходит посредством тесной ассоциации с Безусловным подкреплением. Для людей таким подкреплением являются деньги, внимание, привязанности, хорошие оценки и т.д. Классический пример Условного подкрепления - привлекательная манекенщица, демонстрирующая автомобиль. Секс (безусловный стимул) наделяет предмет своей притягательностью и обращает его в условный стимул. Скиннер поставил огромное количество экспериментов, подтвердивших его теорию. Несколько забегая вперед, скажем, что самый масштабный из них, под названием "Сексуальная революция" в рамках революции поведенческой, был проведен Корпорацией D.

6. Фатум

Могла ли Британия, в силу своего географического положения обреченная на колонизацию, избегнуть неизбежной роли истребительницы чуждых рас? Могла ли ее элита, прямо или косвенно участвующая в грабежах, подавлениях и умерщвлениях, не приобрести определенный психологический характер, без обиняков выраженный в философии Гоббса22? Могло ли само население Англии оказаться свободным от воздействий и приемов закабаления, успешно опробованных на туземцах?

Главные свойства товара, открытые Ост-Индской компанией, не были оставлены без внимания людьми дальновидными. Опиум не только приносил огромную прибыль, но и усмирял, делал довольными и безопасными толпы расплодившихся нищих. Как и любой колониальный продукт, завезенный в метрополию, он обнаружил массу поклонников. Английский писатель Томас де Квинси в 1821 году описывал в их числе даже людей высокопоставленных и талантливых: философа, декана колледжа, лорда, помощника министра... "И если одна часть общества, еще сравнительно ограниченная, доставляет нам столько примеров подобного пристрастия (попавших в поле зрения одного единственного наблюдателя), - говорит Квинси, - то очевиден вывод, что взятое целиком население Англии даст нам число употребляющих опиум в той же пропорции" (21; 8). Манчестерские промышленники, например, рассказывали как сокращение заработка вело к тому, что будучи не в состоянии позволить себе спирт или эль, масса рабочих переходила на опиум, что быстро становилось привычкой.

Тесное соприкосновение Европейской цивилизации с наркотическими средствами на протяжении более ста пятидесяти лет сделало их частью европейской культуры. Если в начале века доктор Фрейд рекомендовал кокаин пациентам исключительно в силу своего исторически обусловленного медицинского невежества, то освоение наукой синтеза наркотиков подтолкнуло власть к сознательному развитию новых социальных процессов.