Православие и современность. Электронная библиотека-Епископ Александр (Милеант)-ЛОЖНЫЕ ЧУДЕСА-© Holy Trinity
Не следует думать, что связь с демоническими силами осуществляется только при действиях с водой. Все прочие магические действия (даже с целью исцеления) приводят к тому же пагубному результату. Можно процитировать слова современного ученого, академика, директора Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии России П. Симонова, сказанные в самом положительном смысле о телесеансах гипноза. "Эффект внушения, — говорит академик, — невозможен без ритуальных действий, без "бубна шамана". В наше время лучший бубен — телеэкран. Очень хорошо, что он взят на вооружение" ("Известия" от 29 августа 1980 г.). Слова столь откровенные, что даже не нуждаются в комментарии.
Итак, без воды или с водой, с применением древних магических символов или без них — действия гипнотизеров и экстрасенсов в основе своей ритуальны. И ритуальность эта не церковная, не христианская. Она — шаманская, в основе своей та же, какой пользовались древние волхвы и чародеи.
В святых канонах Церкви сказано, в частности, следующее: "Ибо волхвы суть те, кто… бесов призывает хотя бы и для творения благой какой-либо вещи… "
Остается подытожить сказанное. "Чудеса" экстрасенсов с полным основанием следует квалифицировать не только как вредоносные, но и как ложные. Ложность их в том, что в них действует не Божия нетварная сила, "побеждающая естества чин", а вполне естественные, материальные силы или тварные силы ангелов преисподней. Такие "чудеса" несовершенны в результатах, не безусловны, не могут действовать на всех и каждого без исключения, а значит, и не являются в подлинном смысле чудесами.
Георгий Шевкунов
Не участвуйте в делах тьмы
За последних несколько месяцев наша страна стала свидетелем не толко бурных общественных и экономических потрясений. Можно, не боясь ошибиться, утверждать, что сегодня всеобщее внимание привлекают явления чисто психического, духовного порядка, обладающие необычайно сильным воздействием на индивидуальное и общественное сознание. В первую очередь мы имеем в виду прямые телевизионные трансляции с участием разного рода целителей и экстрасенсов, для которых средства массовой информации быстро подобрали определение — "представители нетрадиционной медицины".
Передачи с участием телевизионных целителей собирают у экранов изрядную часть населения страны. Судя по восторженным откликам, эти передачи, кроме специального воздействия, представляют собой едва ли не единственное на сегодняшний день проявление общественного оптимизма. И результаты, и сама процедура подобных сеансов впечатляющи. Утверждается, что число исцелившихся часто от застарелых или не поддающихся обычному лечению болезней исчисляют сотнями. Атмосфера в телестудиях вызывает у многих настоящее эмоциональное потрясение, особенно когда освободившиеся от недугов люди по указанию целителя демонстрируют на сцене "чудо исцеления".
Нравственная позиция "нетрадиционных медиков" единодушна и четко оговаривается ими: любовь к людям, доброта, благожелательность ко всем. Особо подчеркивается, что главная их цель не физическое, а духовное здоровье человека. Они заверяют, что своими средствами примут участие в духовном возрождении народа.
Не обходят они вниманием и Церковь. Практически в каждой такой передаче подчеркивается сдержанное почтение к Церкви и раздаются настойчивые призывы к сотрудничеству. Некоторые экстрасенсы называют себя людьми православными, отказываются лечить некрещенных и просят даже освятить церковными обрядами свои дипломы по "нетрадиционной медицине".
Скептикам и людям, пытающимся сказать об опасности подобной деятельности, указывают на выздоровевших больных и говорят: "В конце концов не важно, кто и как лечит, важно быть здоровым".
Да, великое благо — здоровье. Человек, потерявший и вновь обретший его, воистину обретает весь мир! Но мы, христиане, не можем не помнить слов Спасителя: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мт. 16:26).
С великой радостью Церковь благословляла бы своих чад пользоваться навыками и мастерством подобных целителей, как благословляет она многие врачебные труды, если бы не знала о той духовной опасности, которая следует за такого рода воздействиями.