Православие и современность. Электронная библиотека-ПРАВИЛА СВЯТАГО ВСЕЛЕНСКОГО -ЧЕТВЕРТОГО СОБОРА, -ХАЛКИДОНСКОГО-(с

Подобно 3 и 4 правилам, и это правило издано по предложению императора Маркиана. А с каким благородством сделал он это предложение собору, как высоко он ставил власть собора епископов, наконец, как он считал собор единственно компетентным решать церковные дела, - мы уже видели116.

О том, что клирики должны оставаться при своих церквах, что не должны переходить на службу к другим церквам, или одновременно числиться в клире двух церквей, собор уже издал два правила: 5 и 10, что и подчеркивает словами: "как уже мы постановили" (????? ??? ????????). Уважая предложение императора, отцы теперь упоминают еще раз об изданных предписаниях, узаконяют самое предложение и в тех же самых выражениях, в каких, по распоряжению императора, прочитано было Вероникианом на 6-м заседании117. Побуждением к узаконению этого предложения со стороны отцев могли послужить: 1) почтение к внесшему предложение, обнаружившему этим свою любовь к церкви и заботы о ней; и 2) то, что этим несколько дополнялись прежние, содержащиеся в 5 и 10 правилах, определения. Правило 5-е общего характера и воспрещает самовольный переход епископа или клирика от одной церкви к другой; правило 10-е говорит только о клириках, переходящих к другой церкви из честолюбия, а это воспрещает всякий переход клирика от одной церкви к другой, исключая только случаи, когда он принужден так поступить вследствие политических, от него независящих, обстоятельств. В виду такого содержания, правило это можно считать дополнением правил 5 и 10 этого собора и повторением 14 и 15 пр. св. Апостолов, 15 и 16 пр. I вселенского собора.

Определение этого правила повторено было впоследствии трулльским собором (18 пр.); вопрос же о том, под каким условием епископ мог принимать клирика чужой епархии, решается 17 правилом Трулльского собора, где говорится об увольнительных граматах (?????????? ??????).

Правило 21

От клириков, или мирян, доносящих на епископов, или на клириков, не принимати доноса просто и без исследования: но предварительно изведывали общественное о них мнение.

(Ап. 74; II всел. 6; ИУ всел. 9; карф. 8, 11, 12, 13, 30, 128, 129).

Это правило, подтверждая постановление 6 правила II вселенского собора, определяет, чтобы, прежде чем принять жалобу от клирика или мирянина против епископа или клирика, обследован был вопрос о самом подателе жалобы: каково об нем общественное мнение, чисты ли его побуждения, по которым жалобу подает.

О лицах, которыя могут подавать жалобы против епископов, равно и о судебных инстанциях, имеющих право решать подобные дела, мы уже говорили в толковании 6 правила II вселенского собора.

Правило 22

Не позволяется клирикам, по смерти своего епископа, расхищали вещи ему принадлежавшие, как сие воспрещено и древними правилами118. Творящие же сие подвергаются опасности низложенными быти со своего степени.

(Ап. 40; трул. 35; антиох. 24; карф. 22, 26, 81).

По Гречески правило гласит: ?? ??????? ????????? ???? ??????? ??? ????? ?????????, ?????????? ?? ?????????? ???? ????????, ????? ??? ???? ??????????????? ??????????? ? ???? ????? ?????????, ??????????? ???? ???? ?????? ???????. Этому тексту соответствует в точности и текст у Беверегия, равно и перевод его119. В русском синодальном издании 1862 года гласит иначе: вместо ????? ??? ???? ??????????????? ??????????? стоит ????? ??? ???? ????? ??????? ??????????? и Переведено -- "как Сие Воспрещено и древними правилами" (Ап. прав. 40)120. У Иоанна антиохийского в его "Сборнике правил" то же самое, что и в русском синодальном издании121. У Дионисия это место переведено -- sicut antiquis quoque est canonibus constitutum122, подобно и у Исидора - sicut jam praecedentibus regulis statutum habetur123. В так называемом Codex canonum ecclesiae universae, изданном Жюстелем124, и в так называемом кодексе Prisca125 это место гласит как и у Дионисия.