Православие и современность. Электронная библиотека-ПРАВИЛА СВЯТАГО ВСЕЛЕНСКОГО -ЧЕТВЕРТОГО СОБОРА, -ХАЛКИДОНСКОГО-(с

136 Там же

137 Иосиф египтянин-в арабской парафразе правил (Веvеregii ?. sive Pandectae, I, 726). Приступая к толкованию этого правила, Вальсамон замечает, что отцы этим старались "положить конец лукавству многих (??? ??? ?????? ????????????? ????????????)". Аф. Синт., II, 274

138 Аф. Синт., ?, 275. Ср. толкование Зонары на это правило в Аф. Синт., II, 274

139 По толкованию этого правила у архим. Иоанна (упом. соч., II, 306), причиной могло быть и то, что невозможно было собрать мнения тех, которые не были на соборе, или же - если в избрании получилось разногласие; однако об этом не упоминают ни комментаторы, ни из самого правила это не видно, хотя, конечно, и это можно считать законной причиной для отсрочки рукоположения

140 Толкование этого правила в Аф. Синт., 11,275

141 В арабском издании правил Никейского собора, переведенном Ф. Турпаном, находится правило под № LXIII, а в переводе Ав. Эхелленса под № LXVIII, которое упоминает об экономе (Harduini, I, 474, 490). Об арабских сборниках см. J. Bickel 1, Geschichte des Kirchenrechts, I, 203 и сл.

142 В 7 правиле гангрского собора не упоминается самое название эконома, однако на него правило ясно указывает, когда говорит, да будет анафема тому, кто принимаете и расходует церковные приношения без ведома епископа, "или того, кому поручены таковые". В деяниях первого заседания III всел. собора имеется соборное послание об извержении Нестория и в заглавии послания упомянуты между прочим и экономы. Деяния всел. соб... I, 608. Hаrduini, I, 1434

143 Деяния всел. соб., IV, 208. Harduini, II, 517

144 На 9-м заседании собора. Деяния всел. соб., IV, 190-191. Harduini, II, 505

145 Толкование Зонары на это правило в Аф. Синт., II, 277

146 О церковных экономах, кроме того, см. Lud. Tomassin, Vetus et nova eccles. disciplina. P. III, lib. II, c. 1, 2.-Augusti, Denkwitrdigkeiten, XI, 248.-S u i c e r i, Thesaurus eccl, II, 463 и сл. -- Zhishman, Die Synoden etc., S. 99 и сл.-Мое соч. "Достоианства у прав. церкви", стр. 130 и сл.

147 Аф. Синт., I, 214 и сл. Ср. толкование Вальсамона на 92 трул· правило в Аф. Синт., II, 521

148 Аф. Синт., II, 521

149 Номоканон в XIV титулах, IX, 30

150 В русских синодальных изданиях (1843 г., стр. 58; 1862 г., стр. 94), значится "для супружества", однако такой перевод не соответствует в полной мере мысли правила, как это отмечено и в толкованиях архим. Иоанна (упом. соч., II, 309, прим. 275)

151 Аф. Синт., II, 521

152 Аф. Синт., II, 279. Тоже и Вальсамон (II, 280)

153 В Василикахъ, в которыя эта новелла внесена, читаем: Ne rapta nubat raptori. Sed et si huic eonjugio consentiant parentes, deportantur (LX, 58, 4), и далее: Nefariae enim sunt hujusmodi nuptiae(5)

154 ?? ??? ???????? ??? ????? ????????? ???? ??? ??????? ???о??... ??????????. Privilegia ecclesiarum eanctorum patrum canonibas instituta. Ad Marcianum Imperatorem. Leon. ep. 104 [Migne, s., t. 54, col. 996]. Далее увидим, какое ограничение этого принципа сделал Лев великий в известный момент

155 Vаn Espen (упом. соч., р. 256), в толковании этого правила, цитует следующие слова Беллярмина: Decretum de honore sedium patriarchalium, sicut a concilio Nicaeno factum fuerat, ita poterat ab alio simili concilio mutari. Для нас этого принципиального признания достаточно. А что Беллярмин затем прибавляет, что наше халкидонское правило не должно иметь силы, раз не приняли его папы, это уже другой вопрос, который выяснится из дальнейшего нашего изложения. Позволительно, однако, и здесь заметить, что теория "папства" тем больше разрушается, когда папы не признают некоторых правил, а они все же остаются в силе. И ученый архиепископ парижский Petrus de Магса, о котором столь восхваляемый современными римскими богословами Tbomassin (Vet. et. nov. eccl. disc. P. I, lib. I, c. 6, 3, упом. изд., I, 41) говорит, что он magnae et carae nobis memoriae, в своем сочинении De concordia eacerd. et imperii (lib. III, c. III, n. 5, изд. 1704, col. 232), по поводу утверждения Беллярмина, что папа не признал халкидонских правил, замечает: Sed eam sententiam (Bellarminus) deposuisset, si perpendisset, quanta injuria ex hac assertione sedi apostolicae inferretur. Etenim necessitas (?) illa confirmandorum conciliorum totius orbis testimonio subruitur, si rejecti a Leone canones perinde in ecclesia viguerint

156 См. мое "Прав. црквено право", § 14 (cp. pyc. nep., § 14); a o значений обычного права в римской церкви см. Phi11ips, Du droit ecclesiast. Paris, 1855, III, 393 и сл. Vering, Kirchenrecht, S. 349 и сл. Freiburg, 1881