Православие и современность. Электронная библиотека-ПРАВИЛА СВЯТАГО ВСЕЛЕНСКОГО -ЧЕТВЕРТОГО СОБОРА, -ХАЛКИДОНСКОГО-(с

143 Деяния всел. соб., IV, 208. Harduini, II, 517

144 На 9-м заседании собора. Деяния всел. соб., IV, 190-191. Harduini, II, 505

145 Толкование Зонары на это правило в Аф. Синт., II, 277

146 О церковных экономах, кроме того, см. Lud. Tomassin, Vetus et nova eccles. disciplina. P. III, lib. II, c. 1, 2.-Augusti, Denkwitrdigkeiten, XI, 248.-S u i c e r i, Thesaurus eccl, II, 463 и сл. -- Zhishman, Die Synoden etc., S. 99 и сл.-Мое соч. "Достоианства у прав. церкви", стр. 130 и сл.

147 Аф. Синт., I, 214 и сл. Ср. толкование Вальсамона на 92 трул· правило в Аф. Синт., II, 521

148 Аф. Синт., II, 521

149 Номоканон в XIV титулах, IX, 30

150 В русских синодальных изданиях (1843 г., стр. 58; 1862 г., стр. 94), значится "для супружества", однако такой перевод не соответствует в полной мере мысли правила, как это отмечено и в толкованиях архим. Иоанна (упом. соч., II, 309, прим. 275)

151 Аф. Синт., II, 521

152 Аф. Синт., II, 279. Тоже и Вальсамон (II, 280)

153 В Василикахъ, в которыя эта новелла внесена, читаем: Ne rapta nubat raptori. Sed et si huic eonjugio consentiant parentes, deportantur (LX, 58, 4), и далее: Nefariae enim sunt hujusmodi nuptiae(5)

154 ?? ??? ???????? ??? ????? ????????? ???? ??? ??????? ???о??... ??????????. Privilegia ecclesiarum eanctorum patrum canonibas instituta. Ad Marcianum Imperatorem. Leon. ep. 104 [Migne, s., t. 54, col. 996]. Далее увидим, какое ограничение этого принципа сделал Лев великий в известный момент

155 Vаn Espen (упом. соч., р. 256), в толковании этого правила, цитует следующие слова Беллярмина: Decretum de honore sedium patriarchalium, sicut a concilio Nicaeno factum fuerat, ita poterat ab alio simili concilio mutari. Для нас этого принципиального признания достаточно. А что Беллярмин затем прибавляет, что наше халкидонское правило не должно иметь силы, раз не приняли его папы, это уже другой вопрос, который выяснится из дальнейшего нашего изложения. Позволительно, однако, и здесь заметить, что теория "папства" тем больше разрушается, когда папы не признают некоторых правил, а они все же остаются в силе. И ученый архиепископ парижский Petrus de Магса, о котором столь восхваляемый современными римскими богословами Tbomassin (Vet. et. nov. eccl. disc. P. I, lib. I, c. 6, 3, упом. изд., I, 41) говорит, что он magnae et carae nobis memoriae, в своем сочинении De concordia eacerd. et imperii (lib. III, c. III, n. 5, изд. 1704, col. 232), по поводу утверждения Беллярмина, что папа не признал халкидонских правил, замечает: Sed eam sententiam (Bellarminus) deposuisset, si perpendisset, quanta injuria ex hac assertione sedi apostolicae inferretur. Etenim necessitas (?) illa confirmandorum conciliorum totius orbis testimonio subruitur, si rejecti a Leone canones perinde in ecclesia viguerint

156 См. мое "Прав. црквено право", § 14 (cp. pyc. nep., § 14); a o значений обычного права в римской церкви см. Phi11ips, Du droit ecclesiast. Paris, 1855, III, 393 и сл. Vering, Kirchenrecht, S. 349 и сл. Freiburg, 1881