Kniga Nr1136

Правило 14

В праздник пасхи не посылати святых таин в иные приходы, в виде благословения.

(Ап. 9, 70; антиох. 2; лаод. 32).

В этом правиле упоминаются ?? ???? (sancta) и ???????? (benedictiones), причем предписывается не посылать в иные приходы первых вместо вторых. Слово ???? означает евхаристийную жертву, святые тайны. ??? ?????? ???? ????????? ???? ??????, говорит Златоуст в своей 17 беседе на послание к евреям; а Зонара в толковании данного правила говорит, что ?? ???? означает в этом правиле частицы Святых Тела и Крови Христовой (??????? ??? ????? ??????? ??? ??????? ??? ???????). В нашей божественной литургии это соответствует словам: Святая святым, ?? ???? ???? ??????. В первое время Христовой церкви существовал обычай, по которому верные, особенно к празднику Воскресения Христова, посылали друг другу из одного прихода в другой в знак церковного общения и братской любви частицы святой жертвы (?? ????), следуя в этом, по всей вероятности, иудеям, которые также посылали друг другу праздничные дары (Ап. 70)104. Найдя этот обычай ничем не оправданным, тем более, что благодаря ему святыня легко может подвергнуться профанации, отцы собора воспретили впредь поступать таким образом. Воспретивши первое, они разрешают посылать попрежнему ????????. Слово это имеет много значений на языке святых отцев105. В данном правиле оно обозначает благословенный хлеб (panis benedictus), т.е. хлеб, остающийся от просфоры (пять просфор, 213 прав. при Б. требнике), из которой вынут на проскомидии святой Агнец, вследствие чего хлеб этот был освящен и назывался ??????? (благословение, benedictio). После божественной литургии этот благословенный хлеб разделялся между теми, которые не причащались, в знак их общения с церковью и в знак того же общения частицы этого благословенного хлеба рассылались по домам тем, которые, вследствие болезни или другой какой-либо причины, не могли придти в церковь на богослужение. О таком благословенном хлебе и таковом употреблении его упоминается в первый раз в Апостольских постановлениях (VIII, 31)106. Этот благословенный хлеб назывался, как и теперь, ????????? (антидор, а у латинян-сотmunioms vicarius, dona vicaria), раздаваемый вместо (????) дара (?????) святой евхаристии. В начале, как уже было сказано, антидор раздавался на литургии только тем, кто не мог причаститься, впоследствии его стали раздавать в конце литургии всем верным, как это делается и теперь107.

Правило 15

Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви.

(Ап. 26; I всел. 16; трул. 4, 33, 75; VII всел. 14; лаод. 59; карф. 103).

С самых первых времен церкви в ней существовали определенные певцы (??????, cantores, Ап. 26), получавшие посвящение от епископа и, как таковые, принадлежавшие к клиру, вследствие чего они включены были в список церковнослужителей (?? ?? ??????), почему их и называют каноническими певцами (????????? ??????, canonici cantores). Эти певцы имели право стоять на амвоне и петь в церкви предписанные песнопения по книге (??? ????????, кожаная книга, 2 Тим. 4:13), содержащей в себе все, что поется во время церковных служб (лаод. 59; карф. 103)108. Повидимому, это право канонических певцов присвоивали себе люди, не имевшие на то никакого полномочия. В намерении сохранить в церкви во всем необходимое благочиние и порядок (????????), лаодикийские отцы, хотя и не воспрещают данным своим правилом народу петь в церкви божественные песнопения, но воспрещают, чтобы народ делал это сам и чтобы люди, не принадлежащие к клиру, становились на амвон и сами начинали божественные песнопения (??????????? ??? ????? ????????????, sancta cantica incipere), разрешая последнее только каноническим певцам; мирянам предоставлялось свободно вторить певцам, после того, как они начинали то или другое церковное песнопение109. Чин поставления в церкви канонического певца был тот же, что и для поставления чтеца[25]110.

Правило 16

В субботу читати и евангелие с другими писаниями.

(Ап. 66; трул. 55, 56; лаод. 29, 49, 51).