Kniga Nr1136
(Трул. 69; лаод. 44).
В данном правиле излагается чин древней литургии, подобный тому, который был изложен в Ап. постановлениях и который был заменен впоследствии литургиями Василия Великого и Иоанна Златоустого. Относительно находящегося в конце правила воспрещения входити кому бы то ни было, кроме духовных лиц, в св. алтарь, см. толкование 69 правила трулльского собора.
Правило 20
Не подобает диакону сидети в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сести. Подобно и диаконам, имети честь от иподиаконов и от всех причетников.
(Ап. 15, 39; I всел. 15, 18; трул. 7, 16; антиох. 5).
См. толкования 18 правила I всел. собора и 7 правила трулльского собора.
Правило 21
Иподиаконам не подобает быти на месте диаконов, и касатися священных сосудов.
(Трул. 4, 6, 15; лаод. 20, 22, 24, 25, 43).
Ни в этом правиле, ни в других правилах лаодикийского собора, параллельных данному, иподиакон не называются этим именем, но ???????? (ministri, слуги, низшие служители); под этим последним названием и должно подразумевать иподиаконов, говорят Зонара и Вальсамон. Последний в толковании данного правила пишет: "Служителями называются иподиакон" (???????? ???????? ?? ??????-?????)114. Установление иподиаконского чина относится к первым временам церкви115. Обязанностью их было стоять во время богослужения у церковных врат и наблюдать, чтобы не вошел кто-либо из недостойных, приготовлять и держать в порядке священные сосуды, облачить архиереев, когда последние должны были совершать божественную службу, и вообще помогать в церкви диаконам116. В начале иподиаконов поставлял после малого входа епископ в диаконике (?? ?? ?????????) близ стола, на котором стояли священные сосуды. При константинопольском патриархе Мануиле I (1217-1222) это было изменено, вследствие того, что иподиакон, основываясь на своем посвящении в диаконике, считали последний своим местом и приравнивали себя к диаконам. Для избежания этого, патриарх установил, чтоб хирофесия иподиаконов совершалась перед началом литургии, как это делается и теперь, и притом не в диаконике, а в храме117. Считая себя равными диаконам, иподиакон пренебрегали своей главной обязанностью при богослужении и во время литургии занимали в алтаре место между диаконами, — последнее и обозначено в правиле словами: ????? ????? ?? ?? ????????? (быть на месте диаконов). Чтобы воспрепятствовать подобному беспорядку, лаодикийские отцы воспрещают данным правилом иподиаконам поступать таким образом, наставляя их в своих 22 и 43 правилах стоять во время служения литургии у церковных врат и ни на один час (??? ?????) не удаляться оттуда. Этим же (21) правилом отцы воспрещают им также касаться Священных сосудов (???????? ??? ????? ??????). Последнее, впрочем, нужно понимать так, что иподиаконам воспрещается прикасаться к священным сосудам, т.е. к святому дискосу и святому потиру только в то время, когда приносится святая жертва, или переносить их во время Великого входа. Но им не воспрещается прикасаться к тем же сосудам во внебогослужебное время, потому что, как замечает в толковании данного правила Вальсамон118, именно иподиаконам и надлежит заботиться об этх сосудах, убирать их после службы и переносить их на свое место в ?????????????? (сосудохранительницу).
Правило 22