Kniga Nr1136

В тексте этого правила сказано только ?? ?????? ??? ????????? (quinta hebdomadis feria), мы же перевели это в пятый день "каждой" седмицы, желая следовать греческим комментаторам Вальсамону и Зонаре, в толкованиях которых есть слова ??????? ?????????143, что мы считаем совершенно правильным; в силу этого нельзя согласиться с Аристином, который говорит, что под словами ?? ?????? ??? ????????? нужно подразумевать только Великий четверг: ?? ?????? ??? ????????? ???'?? ?????? ??????????144. Мы считаем толкование упомянутых комментаторов совершенно правильным, так как известно, что катехизация оглашенных проходила вполне систематически, причем последние должны были периодически отдавать отчет епископу о своих познаниях в вере. Кроме того, церковь должна была увериться в постоянстве оглашенных, желающих принять христианскую веру только по твердому убеждению, а эту уверенность она, как замечает в толковании этого правила Зонара, могла приобрести тем, что таковые в течении всего времени оглашения каждый четверг отдавали отчет епископу или пресвитеру в том, что пройдено ими за неделю из христианского учения, — для того, чтобы кто-либо, не вполне утвержденный в вере, не принял крещения и не был бы посвящен в нашу тайну (???'???? ?????????).

Правило 47

В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко божественного дара сподобилися.

(I всел. 2, 14; трул. 78, 96; неокес. 12; лаод. 19, 45, 46; карф. 45).

Если заболеет кто-либо из оглашенных до истечения прописанного для оглашении времени (I всел. 14; лаод. 46), то правило разрешает окрестить его, требуя однако, что, в случае своего выздоровления, он должен после крещения продолжить изучение христианского учения для того, чтобы понять, какого божественного дара он удостоился (????? ??????).

Правило 48

Подобает просвещаемым быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия.

(III всел. 7; трул. 95).

Что миропомазание есть новозаветное таинство, об этом нам говорит православная догматика, так же как и о том, что совершать таинство миропомазания может и епископ, и пресвитер, и что совершается оно над крещаемым тотчас после крещения145. Из этого правила видно, что некоторые не совершали над крещаемыми миропомазания тотчас после крещения, вследствие чего правило и возобновляет существующее уже в то время постановление, предписывая помазывать после крещения каждого святым миром или, как говорит правило, небесным помазанием (???????? ?????????), чтобы стать соучастником царства Божия и истинным, деятельным членом церкви.

Правило 49

Не подобает в четыредесятницу приносити святый хлеб, разве токмо в субботу, и в день воскресный.