Kniga Nr1136

Правило 107 (121)

На сем соборе положено, да не настоит един епископ на решение своего суда.

Деяния сего собора не написаны потому, что рассмотрены были дела местные, а не общин393.

(Ап. 74; II всел. 6; IV всел. 9; карф. 12, 15, 20, 96).

Постановление данного правила недостаточно ясно, как это хорошо замечено в русской Книге правил. Согласно толкованию Зонары, смысл правила был бы таков, что когда два епископа имеют между собою тяжбу или один из клириков обвиняет в чем-либо епископа, то один епископ не может принять на себя производство следствия по такому делу, но последнее подлежит суду областного собора. Нам кажется, что в данном случае гораздо правильнее толкование Вальсамона, которое приведено и в упомянутой Книге правил, а именно: "когда пресвитер, осужденный епископом, жалуется на сие осуждение: тогда епископ не должен один настоять на свое решение и усиливаться исполнить оное, а должен предоставить дело рассмотрению полного собора, или определенного в правилах числа епископов". Такое свое толкование Вальсамон предлагает согласно с 11 правилом "сего же карфагенского собора".

Правило 108 (122)

В сие время394 издан закон, да по свободному произволению каждый восприемлет подвиг христианства395.

(Ап. 80; неок. 12; карф. 99).

Данное правило по своему тексту не содержит никакого канонического постановления. Смысл его следующий. В 409 г. Аттила угрожал;завладеть всей проконсульской Африкой. Император Гонорий, боясь, чтобы донатисты, по своей ненависти к православным, не подняли бунта и не облегчили бы тем Аттиле возможности овладеть Африкой, издал закон, в силу которого донатисты могли пользоваться в государстве той же свободой, какою пользовались в нем православные. В следующем (410) году, когда опасность со стороны неприятеля миновала, Африканские отцы собрали против донатистов собор, на котором было констатировано, что Гонорием издан был закон относительно того, что каждый может по своей свободной воле принимать на себя "подвиг христианства", а это значило, что предоставляется свободно быть по желанию христианином православным или донатистом396.

Таково правило по своему тексту. Зонара, совершенно основательно, извлекает из этого правила общий закон христианского вероучения. "Добродетель, — говорит Зонара, — должна быть избранной, а не вынужденной, не невольной, а добровольной". Поэтому, желающий принять христианство должен сделать это свободно, по своей доброй воле, а не по насилию и не по необходимости, потому что все, что бывает по необходимости и по насилию, не твердо и непостоянно; на основании этого и неокесарийский собор в своем 12 правиле говорит, что не должно принимать в священство того, кто принял крещение, находясь в опасности, так как вера такового не является следствием убеждения, но следствием необходимости397.

Правило 109 (128)

Собор противу ереси Пелагия и Келестия.