Александр, Епископ Буэнос-Айресский и-Южно-Американский-РОЖДЕСТВЕНСКИЕ -ПОСЛАНИЯ-Содержание:-11. Не оскудело

В эти краткие “пол часа тишины” книги Апокалипсиса (8:1), которые даны Богом человечеству перед наступлением страшной мировой бури, нам нужно разобраться в сложной современной обстановке духовных противоречий, кого нужно признать “своими,” а кого — “чужими.”

Мне, лично, духовно ближе православный негр или китаец, чем русский безбожник или сектант.

Русская Церковь на родине, поднимаясь из своего пепелища, представляет в данное время широкий спектр самых разнообразных и противоречивых церковных направлений — от ультраконсервативных, до самых модернистских — все под именем православных.

Тем не менее Церковь в России постепенно преодолевает средостения, возникшие между обеими ее частями. Действительно она прославила сонм новомучеников, а также Царская Семью, что было немыслимо сделать при безбожном режиме. Она же осудила принцип служения Церкви государственным интересам — в сущности, принцип сергианства. Большое количество духовенства и епископата в России настаивает на выходе Русской Церкви из ВСЦ. Все это подает надежду, что со временем будут исцелены и прочие “язвы,” нанесенные Русской Церкви богоборческим режимом.

Евангелие рассказывает про человека, который совершал чудеса именем Христовым, однако не ходил с апостолами и как бы чуждался их. Апостолы просили Христа запретить этому человеку творить чудеса. Но Христос не согласился это сделать, сказав: “кто не против вас, тот за вас” (Мр. 9:38-40). Здесь ценное указание нам: судить не по внешности, а духовно.

В начавшихся переговорах с представителями Церкви в России мы стремимся найти общий язык, объединить силы с теми пастырями и иерархами, кто как и мы болеет душой за благо Церкви и трудится для укрепления веры Православной.

Перед нами стоит задача не слияния с Церковью в России, а установления братских отношений между двумя частями некогда единой, могучей Русской Церкви, которые оказались разобщенными, не по догматическим или каноническим, а лишь по историческим причинам.

Административно, наша Зарубежная Церковь должна сохранить свою независимость. У нас свои специфические трудности и задачи: окормлять многоразличную паству, рассеянную по многим странам и нести миру свет Православия.

Однако, для противостояния мировому злу мы должны объединить свои духовные силы с нашей Матерью Церковью в России. Это предполагает прекращение взаимной вражды и восстановление евхаристического общения.

Рождественские дни напоминают нам, что Христос пришел на землю и пострадал на кресте, чтобы примирить нас с Богом, а также друг с другом.

Но этот небесный мир не приходит сам собой. Он требует и наших усилий, потому что враг рода человеческого постоянно сеет между нами вражду и ненависть, часто искусно прикрываясь благозвучными лозунгами.

Как бороться с его кознями?

— Во-первых, нам надо стяжать Христа в своих душах и через покаяние примириться с Богом. Во-вторых, при содействии благодати Божией, надо все направлять к взаимному миру и согласию. “Блаженны миротворцы, они будут наречены сынами Божьими” (Мф. 5:9).

“Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, да знаменается на нас свет Лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный, и исправи стопы наши к деланию заповедей Твоих, молитвами пречистыя Твоея Матере, и всех Твоих святых. Аминь.”