Kniga Nr1148

Протоиерей Георгий Митрофанов

РОССИЯ XX ВЕКА –

"ВОСТОК КСЕРКСА"

ИЛИ "ВОСТОК ХРИСТА"

Протоиерей Георгий Митрофанов

Оглавление

* Протоиерей Георгий Митрофанов. "Россия XX века - восток Ксеркса или восток Христа"

* Введение – 6 стр.

* Глава первая: Религиозно-мировоззренческие истоки коммунизма – 18 стр.

* Глава вторая: Культурно-исторические предпосылки распространения идей коммунизма в России – 24 стр

* Глава третья: Духовно-религиозные предпосылки распространения идей коммунизма в России – 43 стр.

* Глава четвертая: Культурно-исторические результаты осуществления идеологии коммунизма в России – 55 стр.

* Глава пятая: Духовно-религиозные результаты осуществления идеологии коммунизма в России - 77 стр.

* Глава шестая. Евразийство как религиозно-натуралистическая псевдометаморфоза коммунизма – 90 стр.

* Заключение – 101 стр.

* Использованная литература – 104-108 стр.

(1) - так обозначены ссылки на примечания. Примечания в конце главы

{1} - так обозначены номера страниц в книге

Проф. С.Л. Фирсов

ДУХОВНЫЙ СОБЛАЗН ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, СТАВШИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИЕЙ РОССИИ

(русские религиозные философы о коммунизме)

В начале этого года вышла в свет новая книга церковного историка протоиерея Георгия Митрофанова "Россия ХХ века - "Восток Ксеркса" или "Восток Христа" (Ростов-на-Дону: "Троицкое слово", 2004). Эта книга была написана автором на основе защищенной им также в этом году в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте магистерской диссертации "Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в русской религиозно-философской мысли первой половины ХХ века".

Книга протоиерея Георгия Митрофанова посвящена исключительно интересной и актуальной теме. Уже в постановке проблемы можно без труда увидеть главное, на чем акцентируется внимание исследователя - коммунизм в качестве объекта критического рассмотрения. Протоиерей Георгий Митрофанов с самых первых страниц своего исследования заявляет, что коммунизм, как его понимали русские православные богословы и религиозные философы, - прежде всего и преимущественно соблазн, болезнь духа, которая слишком дорого стоила России, и которая еще не до конца преодолена нашим национальным сознанием. Однако автор не ограничивается констатациями и не стремится лишь "иллюстрировать" эту мысль соответствующими цитатами. Ему интереснее иное: проследить, как и почему указанная болезнь развивалась, какие стадии проходила, было ли возможно ее преодолеть и т. д. Этим, как я полагаю, и определяется структура книги протоиерея Георгия Митрофанова, а также соответствующий подбор высказываний выдающихся представителей русской религиозно-философской мысли: протоиерея Сергия Булгакова, протоиерея Георгия Флоровского, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Ф.А. Степуна, П.Б. Струве, Г.П. Федотова, и С.Л. Франка. Стоявшие порой на различных политических платформах, эти люди были едины в своем понимании коммунизма и его глубоко прочувствованном неприятии. Протоиерей Георгий Митрофанов сумел показать, что это неприятие нельзя считать рефлексией "политически обиженных", "обделенных революцией" представителей ушедшего в историческое небытие старого имперского мира. Вынужденные жить и работать за пределами своего Отечества, российские богословы и философы пытались объяснить, выражаясь языком Н.А. Бердяева, "истоки и смысл русского коммунизма", не испытывая ни злорадства, ни ненависти к поддавшемуся на духовно-мировоззренческий соблазн народу. Они понимали коммунизм как национальную трагедию, пытаясь диагностировать столь бурно проявившую себя болезнь и занимаясь изготовлением адекватного болезни "противоядия".

В первой главе - "Религиозно-мировоззренческие истоки коммунизма", автор показывает, как русские мыслители понимали природу коммунистического утопизма, в чем видели причины веры в осуществимость земного града, как обнаруживали религиозную, но по сути лже-христианскую, природу коммунизма, рассматривая не только ветхозаветно-хилиастические представления, но и основополагающую гностическую мифологему в качестве средоточия названного выше утопизма. Желание коммунизма построить новый мир, вытекающее из органического неприятия сотворенного Богом мироздания, а также пафос социальной справедливости явились той основой, на которой в дальнейшем и было возведено здание русского большевизма.