Православие и современность. Электронная библиотека.-Епископ Александр (Милеант)-СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ -О ЦЕРКВИ-(справочник)-©

"Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строить. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3:10-11), — писал ап. Павел христианам. — "Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояитесь в жилище Божие Духом" (Еф 2:19-22).

Церковь — гора Ис. 2:2-3, Ис. 11:1-10, Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авдия 1:17, Зах. 8:3, Ев. 12:22-24, От. 14:1. Здесь раскрывается величие и непоколебимость Церкви, в сравнении с которой земные царства — холмики, жалкие насыпи. Раскрывается и назначение Церкви: вести верующих к Небесному Царству и облагораживать нравы общества.

Ветхозаветные тексты. Церковь в образе горы (Сион)

Уподобления царства Божия горе часто встречается у пророков. В Псалме Бог Отец говорит: "Я помазал Царя Моего (Своего Сына) над Сионом, святой горой Моей" (Пс. 2-й).

"И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима" (Ис. 2:2-3). "Тогда волк будет жить вместе с ягненком… И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змей. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иесееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники" (Ис. 11:1-10, Ис. 25:6, см. Рим. 15:12).

"Камень отторгся от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них, а камень, разбивший истукан, сделался великой горой и наполнил всю землю. " Пророк Даниил дает следующее объяснение этому видению: "Во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу. Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (Дан. 2:34, 44).

Ап. Павел, пользуясь образом горы древних пророков, наставляет христиан: "Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев" (Ев. 12:22-24). Церковь не может утаиться — она видима (Мт. 5:14, Мк. 4:21, Лк. 11:33). "Вот Агнец стоит на горе Сион, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах" (От. 14:1).

Церковь — супружеский союз (Еф. 5:22-33), семья (Ев. 3:6). Этим уподоблением раскрывается любовь, которая существует между Христом и верующими, Его забота о Церкви и послушание Церкви Христу. Это — Дом (1 Тим. 3:15, 2 Тим. 2:19-21, Ев. 3:6). Ап. Павел наставляет Тимофея, поставленному им опекать Ефесскую церковь:

"Чтобы ты знал, если замедлю, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15). "Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа. А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные. И одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело" (2 Тим. 2:19-21). "А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Ев. 3:6).

Церковь — сокровище, жемчужина. Эти образные сравнения учат, что Царство Небесное является драгоценностью, которой надо дорожить. Духовное богатство надо искать и беречь. "Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое нашедши человек утаил, и от радости о нем идет, и продает все, что имеет, и покупает поле то" (Мт. 13:44-46). "Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все (остальное) приложится вам" (Лк. 12:31). В ежедневной молитве мы научены просит у Небесного Отца: "Да приидет Царствие Твое". Но и сами мы должны содействовать его раскрытию в нас: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мт. 11:12). Мы должны благодарить Бога, "призвавшего нас к участию в наследии святых во свете и избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол. 1:12-13).

Церковь — Ноев ковчег. Она подобно великому кораблю везет верующих через житейское море к тихой пристани вечного спасения. Покинувшие корабль тонут (1 Пет. 3:20, 2 Пет. 5-9).

Церковь — жена, облаченная в солнце (От. 12:1-17). Здесь речь о духовной славе гонимой Церкви.

Церковь — едина (Мт. 12:30, Иоан. 17:11-21, Еф. 4:3-6, 1 Кор. 10:17).