Православие и современность. Электронная библиотека.-Епископ Александр (Милеант)-СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ -О ЦЕРКВИ-(справочник)-©

Постепенно письменные труды апостолов были собраны в комплект Новозаветного Писания. Но Предание не потеряло своего значения. Напротив, когда возникало недоумение, как понимать то или другое место Священного Писания, христиане всегда обращались к установившейся апостольской традиции — к Преданию. Фактически, Писание есть часть Предания.

В вопросах практических, касающихся, например, богослужений, способа выражения веры, общественного благочестия, постах, крестного знамении и т.д., пастыри церкви, руководимые Духом Святым, свободны выбирать то, что содействует благу и духовному росту христиан. Разъясняя это, апостол учит: "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фес. 5:21).

Как относиться к "внешним"

Существуют два вида "внешних": ищущие и "знающие. " Первые хотят научиться, вторые — поучать. Поэтому:

а) с одной стороны, верующие должны быть готовы дать ответ всякому вопрошающему: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас ответа в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15).

б) С другой стороны, защищая истину, должны избегать споров, приводящих к распрям и расстройству слушающих: Тексты об этом:1 Тим. 1:4-6, 1 Тим. 6:5 и 20, 2 Тим. 2:16 и 23-26, Тит. 3:9. По этому поводу ап. Павел наставляет своих учеников Тимофея и Тита:

"(Учи, чтобы) не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят большие споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие" (1 Тим. 1:4-6). "Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких" (1 Тим. 6:5). "О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания" (1 Тим. 6:20, 2 Тим. 2:16). "От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети дьявола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2:23-26, Тит. 3:9).

Есть незнание, которое происходит от наивного невежества, как и есть нравственные недостатки, происходящие от немощи. А есть упорное сопротивление истине и упорное пребывание в грехе. Первое "есть грех не к смерти", второе — "грех к смерти. "

Относительно христианской жизни надо учесть, что совершенство не достигается одним скачком, но идет тернистым путем преодоления своих недостатков. Естественно, поэтому в Церкви наравне с более совершенными всегда были и будут менее совершенные и немощные и даже грешные христиане. Об этом говорят притчи о плевелах (Мт. 13:24-30) и о десяти девах (Мт. 25:1-13; смотри также 1 Иоан. 2:1-2, 1 Иоан. 5:16-18. 1 Кор. 11:19, Гал. 2:4). Из апостольских посланий мы узнаем о распрях, спорах, тщеславии, самолюбии, эгоизме, блудодеянии и других нравственных недостатках среди христиан того времени. Церковь свята потому, что она освящает верующих, но не все верующие святы по причине своих недостатков.

Отношение к людям, согрешающим по немощи: "Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Иоан. 1:8). "Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не грешили, а если кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Иоан. 2:1-2). "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти… Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему" (1 Иоан. 5:16-18).

Разномыслия неизбежны. Они не отсекают человека от Церкви, пока он способен смириться и осознать свою ошибку. Ап. Иаков: "Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак. 3:1). "Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11:19). "Вкравшимся лжебратьям, скрытно приходящим подсмотреть за нашей свободою, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовестия сохранилась у вас" (Гал. 2:4). Цель увещания есть любовь, "от чего отступив некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают" (1 Тим. 1:5-7). "Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь" (Ев. 13:9).

Даже и пастыри не всегда отвечают высоте своего звания: "Берегитесь злых делателей" (Фил. 3:2).

С другой стороны, существует грех ума — ересь, которая происходит от гордости. Ересь отсекает человека от Церкви. Она есть упорное пребывание во лжи; всякая же ложь — от дьявола, который и есть — "отец лжи. " Тексты на эту тему: Мт. 7:15 и 22-23, Мт. 15:13, Мт. 18:17, Мт. 24:11 и 24, Деян. 20:28-31, Иак. 3:1, 2 Пет. 2:1, 1 Иоан. 4:1, 2 Иоан. 1:9-11, 2 Кор. 2:17, 2 Кор. 11:13-15, Гал. 1:8-9, Кол. 2:8, Фил. 3:2, 2 Фес. 2:10-12, 1 Тим. 1:5-7, 1 Тим. 4:1-2, 2 Тим. 2:16-19, 2 Тим. 4:3-4, Тит. 1:9-11, Тит. 3:10, Ев. 13:9, От. 2:6, 2:14 и 2:20.