Православие и современность. Электронная библиотека.-Епископ Александр (Милеант)-СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ -О ЦЕРКВИ-(справочник)-©

Господь предсказывает судьбу обществ, чуждых Церкви: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мт. 15:13). Он предостерегает верующих: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Мт. 7:15). "Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мт. 24:11 и 24. Еще о лжепророках смотри: Ис. 9:15, Иер. 14:14-16, Иер. 23:15-17, Иер. 23:26-28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5-7).

Ап. Иоанн:

"Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоан. 4:1). "Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Иоан. 1:9-11). Ап. Петр: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь от искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет. 2:1).

Ап. Павел много внимания уделяет опасности ложных учений. Он, например, оставляет такое завещание служителям Церкви, которых он рукоположил: "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своей. Ибо я знаю, что после отъезда моего войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас" (Деян. 20:28-31). "Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе" (2 Кор. 2:17). "Таковы лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:13-15). "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" Кол. 2:8). На епископе лежит обязанность "держаться истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать, ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома уча, чему не должно, из постыдной корысти" (Тит. 1:9-11).

Апостол объясняет, как пагубна всякая ересь: "Если бы мы, или даже Ангел с неба, стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (т.е. да будет отсечен от Церкви, Гал. 1:8-9). Поэтому "еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" Тит. 3:10). Господь хвалит "Ангела" (епископа) за его ненависть к учению Николаитов (гностиков), и порицает "ангелов" (епископов) Пергамской и Фиатирской церквей за их равнодушие к еретическому учению "Валаама" и "пророчицы Иезевели", которые вводят в заблуждение верующих (От. 2:14, От. 2:20).

Предсказание о неспособности людей последних времен принять истину: "Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (1 Фес. 2:10-12). "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей" (1 Тим. 4:1-2). "А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Имений и Филит, которые отступили от истины… Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, призывающий имя Господне" (2 Тим. 2:16-19). "Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух, и обратятся к басням" (2 Тим. 4:3-4).

Жизнь Церкви — возрастание в любви

Церковь — общество, построенное на любви, царство любви. Тексты об этом: Мт. 22:39, Иоан. 14:15, Иоан. 15:12, 1 Иоан. 3:1, Иак. 2:14-26, Деян. 4; 32-35, 1 Пет. 4:8, 1 Иоан. 2:5, 1 Иоан. 3:16-18, 1 Иоан. 4:7-8, 1 Иоан. 4:17-21, 1 Иоан. 1:2, 1 Иоан. 2:25, 1 Иоан. 3:14, 1 Иоан. 5:2-3, 2 Иоан. 1:6, 1 Кор. 13:1-2, 1 Кор. 14:1-8.

1. Любовь Бога к людям:

"Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою" (1 Иоан. 3:16). "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1 Иоан. 3:1).

2. Наша любовь к Богу выражается в верности и послушании Ему. Надо верить и жить не так, как нам хочется, но как Он учит нас:

"Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоан. 14:15). "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем помышлением твоим. Это — первая и наибольшая заповедь" (Мт. 22:37-38). "Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего узнаем, что мы в Нем" (1 Иоан. 2:5). "Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это — та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней" (2 Иоан. 1:6).

3. Любовь к ближним выражается в заботе об их спасении и в помощи им.