Orthodoxy and modernity. Digital Library

Таким образом, на могиле по уставу служится лития, но не панихида. Это объясняется тем, что панихида есть сокращение заупокойной утрени. Утреня же служится в храме перед святым престолом. Православный храм, освящённый благодатью Духа Святого, является местом совершения всех богослужений. Естественно, что в храме Божием приличествует служение панихид по усопшим, а не на могилах, не освящённых. Услужливость священников в служении панихид вместо церкви на могилах продиктована скорее материальными соображениями, чем чисто церковно-богослужебными. Многие делают это по своему небрежению к церковному уставу или же по невежеству. В Советском Союзе служили панихиды на кладбищах по нужде, потому что храмы были закрыты и разрушены. Но в наших условиях при полной свободе и при наличии большого количества храмов наших православных такой надобности нет. Некоторые по усердию ставят зажжённые свечи на могиле. Церковным же уставом предвидено раздавать свечи во время панихиды молящимся, которые должны держать их в руках зажжёнными, выражая этим свою веру и усердие в молитве об усопшем. Ставить свечи на могиле можно только перед надмогильным крестом, если на нём есть изображение Распятия или икона, причём крест и икона должны быть непременно освящены. Сама по себе могила не представляет святыни, равной мощам угодников Божиих, поэтому и возжигание на ней свечей не делается. Свечи наши связаны только с молитвой. Возносится молитва и возжигается свеча и лампада. Без молитвы эти светильники не имеют значения и ни в какой степени не могут заменить живую молитву, возносимую Богу.

Отпевание и погребение почивших

Согласно учению Православной Церкви молитва об усопших возносится, о тех, которые в вере и благочестии скончались. О таких Церковь предписывает совершать заупокойные богослужения в 3-й, 9-й и 40-й день после их кончины. Также поминают умерших в дни их рождений, именин и смерти. В иное время поминают на проскомидии, давая поминальники и просфоры священнику, служащему Литургию. Однако, в практике часто наблюдается, что церковно хоронят с отпеванием и служат панихиды по почившим, которые были совершенно равнодушны к вопросам святой веры Православной, спасению своей души, а быть может вообще не веровали в Бога, но неверие своё скрывали. Молитва о таких не может избавить их из ада и места мучения. Молитва же о тех, которые в вере и благочестии скончались, имеет спасительную для них силу. У нас, в Буэнос-Айресе, наблюдается практика при прощании с покойником родственников и друзей, которые, подходя к гробу или телу почившего для целования и прощания, крестят покойника своей рукой, довольно часто неумело и небрежно. Кроме этого, ещё сами себя осеняют крестным знамением, как к святой иконе или святым мощам. Эта практика является ничем иным, как продуктом измышления человеческого. По церковному уставу, обыкновенно родственники лобзают тело почившего своего родственника. Обыкновенно прикладываются к венчику на челе почившего и целуют иконку, лежащую на груди его. Но совершая это нигде не указано, что нужно крестить почившего и самим креститься. Мирянам не дано право благословлять, если крестящие покойника думают, что они его благословляют в вечную жизнь. Осеняет крестом почившего и кропит святой водой священник, которому дано право, как священнослужителю и духовному отцу. На вкоренившуюся практику осенения крестным знамением покойника мирянами должны обратить серьёзное внимание священники и разъяснять людям неуместность этой практики.

Одеяние и звание усопших

Почивших одевают в новые одежды, символизирующие этим своё новое одеяние нетления. Одевают сообразно званию и служению почившего. Они изображают, что по воскресении своём, человек должен будет дать отчёт Богу, как он исполнил свой долг в том звании, в которое был призван, ибо "вси оживут, кийждо в своём чину". Итак, монаха одевают в монашеское одеяние, священника — в священническое, архиерея — в архиерейское, военного — в военную форму, мирянина — в мирскую одежду. Каждый из них восстанет на Суд в одеянии своего звания. Поэтому надо обращать серьёзное внимание на то, как и в чём погребать своих родных и друзей, потому что это не безразлично. В связи с этим одеянием и званием почившего, поминается он в молитвах

Если он был в духовном сане, то говорят: раба Божия инока., или иерея, или архимандрита, или архиерея, или воина, или императора. Но по церковным законам на принято поминать с титулом мирским, например: князя, графа, боярина и т. п., ибо такого перечисления Православная Церковь не установила. Исповедующие Православную веру перед Богом равны, ибо, по учению Апостола Павла, пред Богом нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, ни благородного, ни худородного. Отсюда само собой вытекает, что звание и титулы мирские не соответствуют священнейшему моменту молитвы об упокоении их душ.

Епитимия

В последнем номере нашего епархиального журнала "Церковный вестник" опубликовано распоряжение о том, что "лица православного исповедания, ведущие враждебную агитацию против нашей Русской Зарубежной Церкви, её Архипастырей и Пастырей с целью подорвать их авторитет, посеять недоверие к ним их паствы, при помощи лжи и клеветы внести соблазн среди верующих и тем создать церковную смуту на местах, лишаются причастия Святых Таин Христовых до времени их искреннего и глубокого раскаяния и исправления".

В этом распоряжении не названы имена и фамилии лиц, которые подвергаются церковной епитимьи, но они хорошо известны Духовенству нашей епархии и многим русским людям, как в гор. Буэнос-Айресе, так и за границей, куда посылается их литература, субсидируемая врагами нашей Церкви. Хотя эти лица крещены в Православной Церкви, но по жизни своей и духовной настроенности они к ней не принадлежат. Некоторые из них покаялись и получили прощение, другие же продолжают вести свою разрушительную, в церковной жизни, работу, без малейшего желания отказаться от неё. Они полюбили грех и желают пребывать в нём нераскаянно, ещё более погрязая греховно. Церковные правила и православное учение не позволяют допускать к Св. Чаше заведомо нераскаянных грешников.

О нераскаянных грешниках пишет апостол Павел к коринфским христианам следующее: "Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне" (1Кор. 11:27-29). На эти слова святого апостола Павла еп. Феофан Вышенский Затворник, даёт следующее пояснение: "Искушать себя — значит испытывать и внимательно исследовать, достоин ли Святого Причастия. Коль скоро найдёшь что-либо, препятствующее причащению, — устранить то и исправить. Искушение здесь значит достойное приготовление. В чём оно? В очищении совести. Принеси покаяние во грехах и положи твёрдое намерение вперёд не грешить, а вместо грехов творить всякую добродетель — и ты достойно готов к причастию".

Святой Иоанн Златоуст говорит: "Главное благо в том, чтобы приступить к Тайнам с чистой совестью". А что значит: "Суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня"?