Orthodoxy and modernity. Digital Library

Новогодние мысли, январь 1964 г.

"С Новым Годом, с новым счастьем!" — так приветствуют взаимно друзья и знакомые при наступлении каждого нового года. Люди мирские и светски настроенные делают это с бокалом вина или рюмкой водки в руке, с криком "ура", с музыкой и танцами, с шумом и весельем. И этот распространённый обычай с большим усердием исполняется нашим русским эмигрантским обществом по новому календарю с попранием церковных законов, запрещающих танцы и балы в постное время перед Рождеством Христовым. Новогодние пожелания "нового счастья" выражаются и приносятся с каким-то слепым убеждением, что от этих пожеланий действительно "новое счастье" придёт. При этом забывается о том, что наше счастье зависит не от пожеланий друзей и знакомых, пусть даже самых сердечных, а от внутреннего состояния души каждого из нас, не от каких либо внешних обстоятельств, а от Господа Промыслителя. Когда в нашей душе царит настоящий ад вследствие неудовлетворительных пожеланий и намерений, когда душа погружена в уныние и скорбь, то о каком счастье можно говорить? Наше тяжёлое душевное состояние нисколько не изменится к лучшему от новогодних пожеланий друзей и знакомых. "Новое счастье" осуществимо и возможно только тогда, когда мы сами духовно обновимся, станем новыми людьми в религиозном и моральном понимании значения этих слов.

А в чём это духовное обновление состоит, указывает нам святой Апостол Павел словами: "отложим прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях", "обновимся духом ума нашего", "облекшись в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины". Иными словами, это означает — "когда мы облечёмся в любовь, которая есть совокупность совершенства", когда "Слово Христово будет вселятся в нас обильно, со всякою премудростью", когда мы будем "научать и вразумлять друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу", а кратко говоря: "когда мы будем все делать во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца". Таково учение Слова Божия в самом важном для нас, в самом жизненном, от чего зависит наше счастье на земле. Кто же хочет, помимо этого ясного учения Священного Писания, находить иные пути к счастью, к установлению мира, благополучия и благоденствия на земле, тот жестоко заблуждается и ничего кроме горьких и мучительных разочарований не добьётся. Ярким доказательством этого является водворение на нашей родине России безбожного и жестокого коммунизма, от которого некоторые ожидали счастья и благоденствия. Такое же разочарование ожидает всех тех, кто стремится упорядочить земную жизнь человека или людей вообще без Бога, не желая помышлять о внутренних духовных основах ее, кто видит всё счастье людей в одной лишь внешней форме жизни, в лучшем, по их мнению, политическом государственном строе, как бы он ни назывался. Все эти стремления к "новому счастью" у одних является наивной мечтой, а других демагогической пропагандой для обмана людей.

Без веры в Бога, без обновления жизни в духе Евангельского учения совершенно не достижимо счастье на земле. "Без Меня не можете творити ничесоже" — говорит Христос. Без Него и без помощи созданной Им Церкви мы не можем достигнуть счастья и совершить что-либо хорошее. Он пришёл на землю, чтобы даровать людям счастье и, пребывая с Ним, мы можем постигнуть это счастье. Теперь много говорят и пишут о политике. Политикой занимаются не только государственные деятели (министры, сенаторы, депутаты и всякие лидеры политических партий), но ею занимаются и рядовые люди. Политикой надеются всего достигнуть, самих себе и народ осчастливить. Но это иллюзия, самообман и обман других. Политикой много занимаются наши стареющие и дряхлеющие общественные деятели в эмиграции. Недружелюбием и антагонизмом один к другому по политическим мотивам мечтают Россию спасти от коммунистов. Забывают при этом слова Христа: "Без Меня не можете творить ничего". Не политика, — а вера Христова. Не политическая, а духовная, нравственная работа и церковная деятельность. Вот что только может спасти Россию, спасти весь стремящийся к гибели мир, спасти самих себя от окончательного исчезновения на чужбине. Но это не означает, что мы начисто отвергаем всякую политику и всякую политическую деятельность. Вовсе нет! Мы только утверждаем и подчёркиваем, что Учение Священного Писания является для нас единственным авторитетом.

Для православных русских людей в эмиграции на первом месте должна стоять Православная вера и Православная Церковь. Всё остальное, как бы оно ни казалось прекрасным и возвышенным, должно быть для нас на втором месте. "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его" — сказал Христос, и все остальное приложится нам. Вот почему так печально видеть, когда русские люди, столь много перестрадавшие и свою Родину потерявшие, находясь здесь в эмиграции, нисколько не помышляют и пальцем не шевелят, чтобы начать своё духовное обновление, а продолжают жить всеми теми же безбожными интересами, антицерковными взглядами, которые привели к страшному бедствию Россию. Наивно думать, что без полного духовного обновления, без всецелого возвращения к Богу и без подлинного воцерковления жизни, путём одной лишь политической деятельности, можно будто бы спасти Россию. И даже самую Церковь нашу хотят подчинить своей политике, сделать её орудием своих политических интриг, игрушкой своих политических страстей. Вечное хотят подчинить временному, небесное — земному, святое — грешному. Что может быть ужаснее, безнадёжнее, преступнее такой духовной слепоты, такого крайнего неразумия, от которых лишь один шаг до самых глубин адовых? Такие настроения, проявляющиеся в нашем обществе, не сулят нам "нового счастья" в грядущем году.

Пасхальные послания

Пасхальное послание, 1957 Преосвященного Епископа Афанасия

аргентинской, парагвайской и уругвайской пастве

Христос Воскресе!

"Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом" (1 Петра 3: 18).

"Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" (2 Коринф. 5:15).

Господь наш Иисус Христос пострадал и воскрес от гроба за весь мир, за всех людей, чтобы Своею пречистою Кровью всех привести ко спасению. Он воскрес, чтобы через веру в него все сделались сынами Божьими (Галат. 3:26; Иоанн, 1:12). Поэтому весь христианский мир так радостно прославляет Воскресшего Господа, поэтому Пасха Христова является величайшим христианским праздником. По счастливому совпадению в этом году все Христианские Церкви вместе празднуют "Сей нареченный и святой день, праздников праздник и торжество из торжеств" — "Пасху Божию спасительную, двери райские нам отверзающую". В этот праздник более, чем в иное время, чувствуется общность веры у всех христиан, несмотря на их вероисповедные расхождения.

Все века христианские народы Востока и Запада ежегодно торжественно празднуют Воскресение Христово. Каждый по-своему выражает радость по этому поводу. Но из всех народов русский народ наиболее глубоко воспринял радость веры в Воскресшего Господа. Он вложил в празднование Пасхи столько духовного восторга и столько искренней веры, что она переходит порою как бы в видение. Пасхальная радость заполняла всю его душу, охватывала всё его существо. Воскресший Христос Жизнодавец был для него поистине "Путь, и Истина и Жизнь" (Иоанн 14:6).