Orthodoxy and modernity. Digital Library

"Святые достигают того, что недостижимо естеству, потому что естество не обладает свойством познать то, что превосходит ее. Действительно, нет состояния обожения, которое доступно было бы природе, потому что природа не может познать Бога. Только благодать Божия обладает способностью сообщать обожение существам способом, доступным им. Тогда естество сияет сверхъестественным светом и возводится выше своих естественных границ преизбытком славы" (Макс. Исп.).

"В какой мере человек приближается к Богу своим намерением, в такой мере и Бог приближается к нему дарованиями Своими" (Исаак Сир.).

"Господь требует не только лишь исполнения заповедей, но - главное - исправления души, ради чего и заповеди даны. Тело одинаково участвует как в добрых, так и в недобрых делах, разум же во всех поступках становится или праведным, или грешным, судя по своему настроению" (Исаак Сир.).

"Истинные праведники всегда думают, что они недостойны Бога. И то, что они истинные праведники, видно именно из того, что они сознают себя окаянными и недостойными попечения Божия и признают это и тайно, и явно, будучи умудренными на это Духом Святым. Так думать располагает их Дух Святой, чтобы они всегда пребывали в труде и в тесноте, пока находятся в этой жизни. Бог же готовит им покой в будущем веке. Поэтому всякий, в ком обитает Господь, не желает жить в покое или освободиться от скорби, хотя по временам и подается ему таинственное духовное утешение" (Исаак Сир.).

"Цель нашей жизни - соединиться с Богом. В этой жизни мы соединяемся с Ним верой, надеждой и любовью, а в будущей - совершенным образом. Но обратите внимание, как мы искажаем эту цель. Мы привязываемся сердцем к разным предметам, так что часто (о ужас!) наша любовь обращается к деньгам, к пище, питью, одежде, дому, убранству или к нравящимся нам людям - до забвения Бога. Из-за привязанности к житейским благам мы гордимся, завидуем, ненавидим, лжем - и тогда мы прямо соединяемся с дьяволом, этим носителем зла. Этим мы оскорбляем своего Владыку и искажаем в себе Его образ и подобие" (прав. Иоанн Кр.).

"Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хотя бы заповедь о посте в среды и пятницы, или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди, "а неверный в малом и во многом неверен" (Прав. Иоанн Кр.).

"Человек, пока не узнает большего, доволен тем малым, что имеет. Он подобен петуху деревенскому, который живет на малом дворе, видит немного людей и скота, знает десяток своих кур и доволен своею жизнью, потому что большего не знает. А орел, который летает высоко в облаках, и видит зорким глазом дали, и слышит издалека звуки земли, и наслаждается красотой мира, - знает многие страны, моря и реки, видит множество зверей и птиц. Он не будет доволен, если посадят его вместе с петухом на малом дворе" (старец Силуан).

На острове прокаженных

"Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога"

(Мат. 5:8).

В нашу приходскую школу принимаются и неправославные дети с условием, что они будут учить молитвы и Закон Божий наравне с остальными православными детьми. И вот несколько лет тому назад мне позвонила мать одной ученицы и с возмущением заявила, что она забирает свою девочку из нашей школы, потому что мы искажаем христианскую веру. В подтверждение сказанного, она указала на то, что мы заставляем детей учить молитву, в которой говорится "...и очисти нас от всякой скверны" (молитва "Царю Небесный"). "Мы - христиане, - заявила она, - и поэтому мы святы и чисты. Нечего внушать детям мрачные чувства греховности и покаяния!" Оказалось, что она принадлежала к какой-то харизматической секте.

К сожалению, такое наивное представление о своей безгрешности и святости, равно как и непонимание сущности христианства присуще сектантству еще со времен М. Лютера (начало 16-го века). Один из видных протестантских богословов так суммировал протестантское понимание христианства: "Оправдание грешника - это всеобъемлющее действие Бога. Когда верующий получает оправдание, то прощаются все его грехи - прошлые, настоящие и будущие. В то мгновение, когда Бог объявляет его оправданным, прощается вся совокупность его грехов" (слово выделено нами. William G. T. Shed, Dogmatic Theology, 1888, Gran rapids, Zondervan).

Очевидно, что вера в Иисуса Христа автоматически гарантирует человеку если не безгрешность, то по крайне мере невменение его грехов. Такое мнение не только в корне неправильно, но и очень вредно, потому что лишает человека тех мощных возрождающих средств, которые Господь Иисус Христос дал верующим для духовного очищения и освящения.