Orthodoxy and modernity. Digital Library

Главная вина протестантизма заключается в том, что он сильно понизил нравственный стандарт. Понятно, что у людей могут быть разные представления о чистоте. Неряха, например, доволен, когда у него не гниют продукты среди комнаты и простыня не прилипает к телу, а чистюля страдает от малейшего нарушения порядка.

Бог не хочет, чтобы мы жили по стандартам неряхи, но желает, чтобы каждый из нас неленостно стремился к духовному совершенству: "Будьте святы, как Я свят", - говорит Господь (Лев. 11:45). Обратите внимание, что не случайно заповедь чистые сердцем (Мат. 5:8) является седьмой по счету. Ей предшествуют заповеди о смирении (нищие духом), покаянии (плачущие), кротости, о горячем стремлении к праведности (алчущие и жаждущие правды) и о милосердии. Иными словами, чистота сердца достигается напряженной работой над собой. Зато: "Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога" (Мат. 5:8).

Печальным следствием нашей греховной поврежденности является глубокий конфликт существующий между благородными запросами нашего духа и беспорядочными пожеланиями нашей плоти. Проблема этого внутреннего разлада настолько велика, что Священное Писание уделяет ей главное внимание. Оно призывает нас понуждать себя к духовной жизни. Приведем здесь несколько наиболее ярких цитат: "Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5:16-17)... "Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога... Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Рим. 8:5-13). "В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1:2-4, 12-15). "Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией" (1 Пет. 2:11, 1 Пет. 4:1-2). Порой борьба с соблазнами может стать очень напряженной, требуя от нас великого подвига, как апостол Павел писал падающим духом христианам: "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" (Ев. 12:4).

Как бы суммируя приведенные здесь наставления апостолов, прав. Иоанн Кронштадтский учит: "Твердо помни, что ты - двойственный человек: один - плотской, больной страстями и ветхий. Его надо умерщвлять и не преклоняться перед его настойчивыми греховными требованиями. Другой - духовный, новый, Христа ищущий, Христом живущий и в Нем обретающий покой и жизнь".

Христианину, чтобы не оказаться порабощенным беспорядочным желаниям грехолюбивой плоти, надо бороться с соблазнами и не давать грехам собираться на совести, как наставляет преп. Серафим Саровский: "Желающему спастись должно всегда иметь сердце расположенное к покаянию и сокрушенное. "Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Псал. 50:19). В таком сокрушении духа человек с легкостью может безбедно миновать все хитрые козни дьявола, которого все усилия направлены к тому, чтобы возмутить дух человека и в возмущении посеять свои плевелы... Мы всю жизнь своими грехопадениями оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда со смирением просить у Господа прощения грехов наших".

Итак - очень неразумно и губительно обманывать себя мыслью, что мы не хуже других людей, что Бог нас любит и потому все обойдется благополучно. Нет, грех - это ужасная нравственная болезнь! В таинстве Крещения Господь смывает с нас духовную проказу и вливает в нас свежие духовные силы. Однако шрамы бывшей болезни еще остаются на нас, как и опасность рецидива от общения с прочими "прокаженными".

Церковь предлагает нам мощные средства для предохранения от греха и для борьбы с ним. Пост, подвиг, покаяние, исповедь - могут звучать мрачно, особенно для сектанта, ищущего в христианстве только радостного и легкого. Однако надо понять, что духовное совершенство, праведность, святость, близость к Богу и созерцание Его, Царство Небесное и вечное блаженство - это все разные стороны одного свойства, находящегося в центре их, а именно - сердечной чистоты, которая приобретается путем борьбы с собственными недостатками. И здесь кроется прямая закономерность: чем чище сделаешь кристалл, тем больше света он приимет, чем совершеннее обработаешь бриллиант, тем ярче он засияет.

Поэтому, чтобы стяжать все обещенные нам блага, будем строго испытывать свое духовное состояние и будем искренне каяться даже в самых малых согрешениях. Путь этот узкий, по временам трудный, но другого пути нет!

Приложение: Святые отцы о борьбе с грехом

Преп. Антоний Великий: "Зло прилепляется к нашему естеству, как ржавчина к меди или грязь к телу. Но, как не медник произвел ржавчину и не родители - грязь на своих детях, так и не Бог произвел зло. Он вложил в человека совесть и разум, чтобы он избегал зла, зная, что оно вредно для него и ведет к мучениям. Следи же за собой внимательно: увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не хвали его. Но тотчас представь перед собою смерть, и ты никогда не пожелаешь ничего худого".

Макарий Великий: "Человек по своей природе изменчив. Поэтому как тот, кто упал в глубину порока и порабощен грехами, может обратиться к добру, так и тот, кто запечатлен Духом Святым и наполнен небесными дарованиями, свободен вернуться ко злу. Некоторые, вкусившие Божией благодати и ставшие причастниками Святого Духа, когда теряют осторожность и бдительность, духовно гаснут и становятся хуже, чем они были раньше. Это случается не потому, что Бог меняется или благодать Духа угасает, а потому, что сами люди теряют благодать и поэтому совращаются и впадают во множество зол".

Преп. Исаак Сирин: "Когда человек, помня о прежних грехах, наказывает себя, тогда Бог с благоволением взирает на него. Бог радуется, что за уклонение от Его пути человек сам возложил на себя наказание, - это служит признаком искренности покаяния. И чем более грешник принуждает себя, тем больше умножается к нему благоволение Божие".

Авва Дорофей: "Если у кого-нибудь хоть одна страсть обратится в навык, то она будет мучить его. Иногда человек совершает множество добрых дел, но один злой навык может превозмочь их все. Например, если у орла хоть один коготок запутается в сетке, то он весь попадет в неволю. Так и душа по причине одной страсти может попасть в руки врага. Потому не допускайте, чтобы хоть одна страсть обратилась в навык, но молитесь Богу день и ночь, чтобы не впасть в искушение. Если же и окажемся побежденными по своей немощи, то понудим себя тотчас же встать, начнем плакать перед благостью Божией, будем снова бодрствовать и подвизаться. И Бог, видя наше доброе устремление, смирение и сокрушение сердечное, подаст нам руку помощи и сотворит с нами по Своей милости".