Orthodoxy and modernity. Digital Library

Особые благодатные дарования

Кроме так называемых общих дарований, которыми Дух Святой обогащает каждого верующего для его нравственного возрождения, существуют еще так называемые чрезвычайные дары, которые Он подает некоторым людям для служения Церкви. Об этих особых дарах мы читаем у апостола Павла: "Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно... Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки..." (1 Кор. 12:7-11, 28).

Со временем надобность в некоторых чрезвычайных дарованиях ослабела (например, в даре языков и пророчества). С апостольского времени чрезвычайные дарования стали подаваться, главным образом, в таинстве Хиротонии, в котором служители Церкви - епископы, священники и диаконы - наделяются благодатными дарами и полномочиями соответственно своему служению. Несомненно, что каждый желающий потрудиться для общего блага получает от Бога необходимую помощь и руководство. И здесь обилие благодати в том или другом человеке обуславливается не только Подающим, Который "не мерой дает Духа" (Иоан. 3:34), но чистотой сердца и "вмещаемостью" самого принимающего.

Чрезвычайные дарования полнее всего перечислены пророком Исаией, который предсказал, что на грядущем Мессии "почиет Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия" (Ис. 11:2). Всего здесь указаны семь даров Святого Духа, что отцами Церкви понимается, как полнота дарований. Христу, как Бого-человеку, сочетающему в Себе тройное служение - пророческое, первосвященническое и царское - дана вся полнота благодати. Очевидно, остальные служители Божии, посильно участвуя в Его деле создания Царства Божия среди людей, тоже наделяются дарами Святого Духа - соответственно своему служению. Указанные пророком семь даров Духа помещены им в порядке от наибольших к основным:

* Дух Господень - это высший всеобъемлющий (7-й дар), состоящий в самом близком пребывании в Боге.

* Дух премудрости и разума - (6-ый и 5-й дары) распространяется на интеллектуальные качества служителя Божия и состоит в глубоком проникновении в суть вопросов веры и нравственности, в верной оценке духовного состояния людей и в прозрении грядущих судеб общества. (На эту тему смотри еще: Лк. 12:12, Деян. 6:10; 1 Кор. 2:4-13, 1 Кор. 4:20, 1 Кор. 8:3, 1 Кор. 12:7-11; Еф. 1:17-18, 3 Царств 3 гл; Дан. 1:17).

* Дух совета (рассудительности) и крепости - (4-ый и 3й дары) распространяется на деятельные способности служителя Божия и состоит в способности принимать верные решения, а также в силе воли, чтобы их осуществлять.

* Дух ведения и благочестия (или страха Божия) - (2-й и 1-й дары) обнимает собой религиозно-нравственную основу служителя Божия и заключается в познании истин веры и в благочестивой религиозной настроенности, жаждущей все совершать во славу Божию.

Настоящие дары и их суррогаты

В среде современных христианских объединений много говорится о необходимости оживить и выявить в себе различные дары Духа. Разрабатывается ими даже своеобразная "методика" для стяжания сверхъестественных дарований. Во всем этом явно чувствуется неудовлетворенность сухостью изучения библейского текста и бездуховностью сектантских молитвенных собраний. Главная причина отсутствия духовности в протестантизме заключается в том, что оно бездумно отвергло все Богом установленные проводники благодати Духа Святого - апостольское преемство, священство, благодатные таинства Церкви и многовековый опыт духовной жизни. Всё было принесено в жертву лозунгам свободного изучения Библии и достаточности оправдывающей веры.

На практике попытки вернуть утраченную благодать вылились в популярное ныне "харизматическое" движение, возникшее в начале 20-го столетия с легкой руки пятидесятников. Если в древней Церкви благодать Божию воспринимали как духовно-возрождающую силу, необходимую для нравственного роста, то современные харизматики в "дарах Духа" видят источник острых ощущений и видимых знамений. Превратилось уже в рутину, что пятидесятники и подобные им "харизматики" на своих собраниях, перебивая друг друга, выкрикивают какие-то нечленораздельные звуки, бессмысленно бормочут, иные теряют сознание, приходят в исступление, транс, или начинают неудержимо хохотать. В этом хаосе совершаются какие-то исцеления, изрекаются какие-то предсказания - весьма сомнительного содержания. Поборники этого движения объявляют всё это "доказательствами" действия среди них Святого Духа и, следовательно, "истинности" своего движения. На самом же деле все эти языческие и медиумические упражнения - ужасная хула на Духа Святого!

Возьмем хотя бы дар языков. Мы знаем, что апостолы в день Пятидесятницы получили от Бога способность проповедовать на действительных человеческих языках, неизвестных дотоле апостолам. То была содержательная проповедь, которая учила и обращала к вере людей, не понимавших еврейской речи. Звуки же, которые изрыгают сектанты, ничему научить не могут, они - бессмысленны и не поддаются толкованию. Это результат патологической нервной перевозбужденности, которая давно известна медиумам и шаманам. Такого "дара языков" может добиться любой человек путем известных упражнений - независимо от того, какому "божеству" он будет молиться.

Один харизматический "чудотворец" в частном разговоре поделился своим опытом: "Убедить в чуде одного человека с глаза на глаз - очень трудно, даже невозможно. Убедить толпу - легко!" Иными словами, на собраниях харизматиков действует массовый гипноз и истерика - условия благоприятные для падшего духа!