Orthodoxy and modernity. Digital Library

Священное Писание о благодати Святого Духа

Учитывая печальный пример харизматического движения, сын Православной Церкви Христовой должен остерегаться как опаснейшего яда всяких искусственных приемов получения сверхъестественных состояний и острых ощущений.

Новозаветное Писание очень обстоятельно учит, каких именно даров следует просить у Бога. В своем послании к Галатам апостол Павел пишет: "Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22). Как мы видим, все эти дары относятся к духовно-нравственной области. Как и пророк Исаия, апостол Павел начинает с высших даров, переходя постепенно к тем, которые служат основой. Следует заметить, что приведенные здесь дары Святого Духа идут параллельно добродетелям, к которым призывает Спаситель в Своих Заповедях Блаженства (Мат. 5 глава). Поучительно поэтому сопоставить те и другие. Следуя порядку апостола Павла, плод Духа:

* Любовь, радость. Любовь - это "совокупность совершенства" (Кол. 3:14). У достигающих совершенства она настолько сильна, что ради Господа и любимых они готовы жертвовать всем - даже собственной жизнью. При этом радость, подаваемая им Святым Духом, иногда делает их нечувствительными к скорбям (Блаженны изгнанные за правду ... Радуйтесь и веселитесь... 8 и 9 заповеди блаженства. Смотри еще 1 Фес. 3:12; Тим. 1:7).

* мир, долготерпение, благость - умиротворение сил души, чистота сердца и духовная мудрость делают человека способным и других примирять с Богом (Блаженны чистые сердцем ...Блаженны миротворцы ...6 и 7-я заповеди).

* милосердие - способность сострадать людям, желание помочь им (Блаженны милостивые ... 5-я заповедь).

* вера - духовная чуткость и интуиция к восприятию религиозных истин, жажда жить духовными ценностями (Блаженны алчущие и жаждущие правды ... 4-я заповедь блаженства).

* кротость - успокоение нрава - показатель нравственного выздоровления (Блаженны кроткие... 3-я заповедь блаженства).

* воздержание - смирение, покаяние и воздержание - это тройная основа, на которой зиждется здание добродетелей (Блаженны нищие духом ... Блаженны плачущие..., первые две заповеди блаженства).

Кроме этих, Священное Писание упоминает и другие благодатные дары, которые содействуют духовному росту человека. Приведем некоторые из них.

Первое действие Святого Духа - это вести людей ко Христу, вселяя в них веру в Него и в истинность всего того, чему Он учил (Ин. 6:44; Гал. 1:15-16, Еф. 2:8; Неем. 9:20-30, Иез. 36:26-27; Ин 16:13; 1 Ин 2:20-27; 1 Кор. 12:3; 2 Кор. 3:3; Еф. 2:18). Дар веры, в свою очередь, открывает доступ к остальным благодатным дарам (Рим. 5:2). Склоняя человека уверовать во Христа, Дух Святой, однако, не порабощает воли человека. Поэтому человек свободен принять или отвергнуть то, что внушает ему Дух Святой. Тем не менее он ответственен перед Богом за свое решение (Иоан. 12:48; Деян. 7:51).

Насадив в человеке семена веры, Дух Святой склоняет человека к покаянию и исправлению, смягчая его ожесточенное сердце (Зах. 12:10-13:1; Иоан. 19:37; Деян. 2:37; Рим. 2:4). Он содействует молитве (Рим. 8:26) и очищает совесть кающегося (1 Иоан. 1:7; Ев. 9:9; Деян. 2:22-41).

В Крещении Дух Святой рождает человека для духовного образа жизни, полностью перерождает его, изменяя в нем градацию ценностей. Это внутреннее перерождение Писание уподобляет воскресению из мертвых, в котором верующий становится новым творением Божиим (Ин 3:3-6, 8:34; 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Кол. 2:13; Еф. 2:15).