Православие и современность. Электронная библиотека.-Епископ Александр (Милеант)-ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС - СПАСИТЕЛЬ

Как земным царствам необходимы законы, правители и различные учреждения, без которых никакое государство не может существовать, так и Церковь наделена Господом Иисусом Христом всем необходимым для спасения верующих - Евангельским учением, благодатными таинствами и духовными наставниками - пастырями Церкви. Об этом Он так сказал Своим ученикам: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И, сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого" (Ин. 20:21-22). На пастырей Церкви Господь возложил обязанность учить верующих, очищать их совесть, возрождать их души. Пастыри должны следовать верховному Пастырю в Его любви к овцам. Овцы же должны почитать своих пастырей, следовать их наставлениям, как Христос сказал: "Слушающий вас, Меня слушает, а отвергающийся вас, Меня отвергается" (Лк. 10:16).

Человек становится праведным не мгновенно. В притче о плевелах Христос объяснил, что, как в засеянном поле сорная трава растет среди пшеницы, так и между праведными чадами Церкви находятся недостойные ее члены. Одни люди грешат по неведению, неопытности и слабости своих душевных сил, но каются в своих грехах и стараются исправиться; другие - подолгу коснеют в грехах, пренебрегая долготерпением Божиим. Главным сеятелем соблазнов и всякого зла среди людей является дьявол. Говоря о плевелах в Своем Царстве, Господь всех призывает бороться с соблазнами и молиться: "Остави нам долги наша, как и мы оставляем (прощаем) должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого". Зная духовную слабость и непостоянство верующих, Господь облек Апостолов властью прощать грехи: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, останутся" (Ин. 20:23). Прощение грехов предполагает, что согрешивший искренне сожалеет о своем дурном поступке и желает исправиться.

Но зло не вечно будет терпеться в Царстве Христа: "Всякий делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно. Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8:34). Людей, упорствующих в своих грехах или не покоряющихся учению Церкви, Христос повелел исключать из среды благодатного общества, говоря: "Если Церкви не послушает, то да будет тебе он, как язычник и мытарь" (Мт. 18:17).

В Царстве Божием осуществляется реальное единение верующих с Богом и друг с другом. Соединяющим началом в Церкви служит Богочеловеческая природа Христа, к которой верующие приобщаются в таинстве святого Причастия. В Причастии божественная жизнь Богочеловека таинственно снисходит в верующих, как сказано: "Мы (Отец, Сын и Святый Дух) придем к нему и обитель в нем сотворим"; так Царство Божие входит в человека (Ин. 14:23; Лк. 17:21). Иисус Христос подчеркивал необходимость причащения такими словами: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:53-54). Без единения со Христом, человек, как обломившаяся ветвь, духовно вянет и не способен творить добрых дел: "Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы - ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода. Ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:4-5). Научив Своих учеников необходимости иметь единство с Собой, Господь в Великий Четверг, накануне Своих крестных страданий, установил и само таинство Причащения (см. выше), повелев им в заключение: "Сие (таинство) творите в Мое воспоминание" (Мт. 26:26).

Свое благодатное Царство Иисус Христос противополагал миру, во зле погрязшему, говоря Своим ученикам: "Я избрал вас от мира", т.е. выделил из него и "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18:36). "Князь мира сего - дьявол", который есть волк, человекоубийца и отец лжи. Но сыны Царства не должны страшиться лукавого и его сынов: "Ныне князь мира сего изгнан будет вон... Дерзайте, ибо Я победил мир". Царство Христово пребудет до конца мира, и все усилия дьявола и его слуг разрушить Царство Христа, разобьются, как волны об скалу: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мт. 16:18). Эти слова говорят не только о физическом существовании Церкви до конца времен, но и о сохранении ею своей духовной целостности, исполненной благодати и истины.

Иисус Христос учил нас Своим словом и Своим примером. Он является для нас совершеннейшим образцом нравственности. "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" - говорил Христос. И каждый Его поступок, слово и мысль были проникнуты стремлением исполнить волю Отца. Знакомясь глубже с жизнью Спасителя, описанной в Евангелиях, мы видим в Его поступках высочайший пример добродетели. При этом, мы должны понимать, что мы можем следовать Христу только в том, что доступно нам, смертным людям. Мы не смеем воспроизводить Его отдельные поступки, например, Его дела всемогущества и всеведения, что невозможно, но можем и должны следовать общему духу Его добродетелей. Именно в Христе человек находит живой образ идеала, к которому Он призывал всех людей, говоря: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". И немного позже объяснил: "Видевший Меня, видел Отца" (Мт. 5:48; Ин. 14:7).

Заключение

Итак, вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь.

История Христианства показала, что далеко не все люди и не все народы оказались способными возвыситься до высоких духовных принципов Евангелия. Утверждение христианства в мире шло порой тернистым путем. Иногда Евангелие принималось людьми только поверхностно, без стремления исправить свое сердце; иногда оно вовсе отвергалось и даже подвергалось гонению. Несмотря на это, все высокие гуманные принципы свободы, равенства и братства, которыми отличаются современные демократические государства, фактически позаимствованы из Евангелия. Всякие же попытки заменить Евангельские принципы другими приводят, порой, к катастрофическим последствиям. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на современные последствия материализма и атеизма. Так, современные христиане, имея перед глазами такой богатейший исторический опыт, должны отчетливо понимать, что только в учении Спасителя они найдут верное руководство для решения своих семейных и общественных задач.

Строя свою жизнь на заповедях Христовых, мы утешаем себя мыслью, что Царство Божие непременно восторжествует, и на обновленной Земле наступит обещанный мир, справедливость, радость и бессмертная жизнь. Молим Господа сделать нас достойными наследовать Его Царство!

Приложение. О Божестве Христовом

Вера в божество Иисуса Христа является основой всех наших религиозных убеждений. Она вливает в нас духовные силы, воодушевляет делать добро, дает направление нашим трудам и чаяниям. Без нее христианство теряет свой смысл, свою вдохновляющую силу и превращается в коллекцию древних мифов и несбыточных обещаний.