Православие и современность. Электронная библиотека.-Епископ Александр (Милеант)-ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС - СПАСИТЕЛЬ

Но что можно, например, возразить отрицателям Божества Христова, когда Сам Иисус Христос говорил: "Отец Мой больше Меня... О дне том и часе (конце мира) никто не знает, ни ангелы Божии, ни Сын, только Отец... Сын не может делать ничего, если не увидит Отца творящего... Прискорбна душа Моя до смерти... Не Моя воля, но Твоя да будет" и подобные фразы, в которых Он ставил Себя на второе и служебное место по отношению к Отцу? (Ин. 14:28; Мр. 13:32; Лк. 22:42; Мт. 24:39). Кроме того, если Иисус Христос действительно сознавал Себя Богом, то почему Он не объявил об этом ясно и открыто? Этим Он рассеял бы всякие сомнения относительно Своей природы.

Цель этой статьи - помочь православному человеку разобраться в поставленных выше вопросах и дать ему необходимый материал для защиты своей веры в Божество Христово.

Чтобы понять, почему Господь Иисус Христос не объявлял всенародно о Своем Божестве, постараемся мысленно перенестись в ту эпоху и те условия, в которых Он проповедовал. Представим себе, как бы отнеслись люди к словам человека, ходящего по городу и заявляющего: "Я - Бог!" Несомненно, что толпа осмеяла бы его, как умопомешанного, а ревнители иудейской веры поспешили бы объявить его богохульником и потребовали его казни. Разве только язычники, признающие многих богов, могли бы принять подобное заявление серьезнее иудеев, понимая его, конечно, в духе своих суеверий. (Кстати, вспомним реакцию язычников на чудеса ап. Павла, как они хотели было объявить его одним из богов и принести ему жертву. см. Деяния 14:11) В наше же время от проповедника, объявляющего себя богом, просто отвернулись бы с презрением. В любом случае прямое заявление Спасителя о Своем Божестве принесло бы не тот результат, который надо было достичь.

Действительно, Сын Божий пришел в наш мир не для того, чтобы поразить современников Своим всемогуществом или, как рабов, подчинить Своей божественной власти, а чтобы убедить их обратиться от грехов и начать правильно верить и праведно жить. Люди настолько одичали духовно и огрубели нравственно, что они стали неспособными правильно понять истину Божества Христова. Вспомним из Евангелий, как трудно было Христу проповедовать среди иудеев, сколько насмешек пришлось ему выслушать от злобных книжников, которые превратно перетолковывали Его слова и отвращали от веры простой народ. Поэтому первым делом для Господа Иисуса Христа было убедить людей покаянно обратиться к Богу и отвергнуть свои религиозные предрассудки, заложить в них семена истинной веры. Достигнув этого, надо было вдохновить их к новому, праведному образу жизни, научить прощать, жалеть и любить друг друга.

Такого глубокого духовного переворота в обществе нельзя было достичь ни угрозами, ни чудесами. Действительно, когда Господь Иисус Христос каким-либо чудом выявлял Свою Божественную природу, это возбуждало в толпе иудеев нездоровые мечты о славном и могущественном мессианском царстве на земле, в котором они будут господствовать над прочими народами. Поэтому-то Господь Иисус Христос вынужден был запрещать разглашать о совершенных Им чудесах.

Чтобы нравственно обновить людей и сделать их восприимчивыми к истинной вере, Христос избрал путь доброго, вдохновляющего слова и личного примера. Из сострадания к гибнущим людям Он решил разделить с ними их нищету, тягости и горести. Чтобы излечить их нравственные язвы, Он взял на Себя людские грехи и на кресте смыл их Своей пречистой кровью. Вообще все дело спасения грешного человечества, начиная с момента воплощения Спасителя и кончая Его крестными страданиями, были для Него делом крайнего добровольного унижения. По словам апостола Павла: "Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Фил. 2:6-9).

Пророк Исаия так описывает подвиг добровольного самоуничижения Мессии: "Нет в Нем ни вида, ни величия. И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни. И мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем и ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изранен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, - и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. От уз и суда Он был взят. Но род Его, кто изъяснит?" (Ис. 53 гл.).

Этими заключительными словами пророк обращается к совести тех, которые будут отвергать своего Спасителя, и как бы говорит им: вы с презрением отворачиваетесь от поруганного и страждущего Иисуса, но поймите, что из-за вас-то, грешников, Он так тяжело страдает. Всмотритесь в Его духовную красоту, и тогда, может быть, вы сможете понять, что Он пришел к вам из горнего мира.

Но добровольно унижая Себя ради нашего спасения, Господь Иисус Христос, тем не менее, постепенно открывал тайну Своего единства с Богом Отцом тем, которые способны были возвыситься над грубыми представлениями толпы. Так, например, Он говорил иудеям: "Я и Отец - одно... Видевший Меня, видел Отца... Отец во Мне пребывает и Я во Отце... Все Мое Твое (Отца) и Твое Мое... Мы (Отец и Сын) придем и обитель у него сотворим" (Ин. 10:30, 14:10-23, 17:10). Эти и другие подобные выражения однозначно указывают на Его Божественную природу.

Кроме того, Господь Иисус Христос постепенно раскрывал такие Свои свойства, которыми не может обладать никто другой, кроме Бога. Так, например, Он именовал Себя Творцом, когда говорил: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Иоан. 5:17). Знаменательно то, что иудеи, услышав эти слова, поняли их совершенно правильно и хотели было побить Христа камнями как богохульника, "потому что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Иоан. 5:17-18). Не опровергнув их понимания, Господь этим подтвердил, что они правильно поняли Его.

В других беседах Господь Иисус Христос называл Себя вечным. Когда, например, иудеи спросили Его: "Кто Ты?" Иисус ответил: "От начала сущий" (Иоан. 8:25). И несколько позже добавил: "Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Иоан. 8:58). Здесь следует обратить внимание, что Иисус не сказал "Я был", как это следовало бы грамматически правильно по контексту речи, но употребил настоящее время: "Я есмь" - или точнее: "Я - Сущий". Глубокий смысл этого слова выясняется в оригинальном еврейском языке. Когда Моисей при несгорающем кусте спросил Бога, как Его имя, Господь ответил: "Я - Сущий" (на еврейском: Иегова). То есть само имя "Сущий" (Иегова) указывает на отличительное свойство Бога: Он Тот, Который всегда существует, Он вечный. Назвав Себя Сущим (Иеговой) Иисус Христос употребил то имя, которым евреи называют Бога. Вспомним при этом, что имя Иегова настолько чтилось иудеями, что они употребляли его лишь в особенно важных и торжественных случаях, а в обычной речи употребляли имена Господь, Творец, Всевышний, Благословенный и т.д.

После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос подтвердил о Своей вечности, сказав: "Я есмь альфа и омега, начало и конец, говорит Господь, который есть, и был и идет, Вседержитель" (Откр. 1:8). В других случаях Он именовал Себя всеведущим (всезнающим), говоря: "Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца" (Иоан. 10:15). Действительно, Божие естество непостижимо для ограниченных тварей. Только Бог может в совершенстве знать Свою природу. Господь Иисус Христос еще называл Себя вездесущим, когда говорил: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий (пребывающий) на небесах... Где два или три собраны во имя Мое, там Я среди них" (Иоан. 3:13; Мт. 18:20). Здесь Христос опять употребил слово "Сущий", указывая на то, что Он не только был или будет на небесах, но постоянно пребывает там.

Итак, как разделяющий с Отцом все Его божественные свойства: творение, вечность, всеведение, вездесущие и т.д. - Иисус Христос должен признаваться всеми равным Отцу и по чести, поэтому "все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Иоан. 5:23). Непредубежденному человеку все, сказанное здесь, должно внушить одну несомненную истину, а именно, что Иисус Христос является истинным Богом, равным Отцу по природе.

Хотя Иисус Христос избегал прямо называть Себя Богом, чтобы не возбуждать в толпе ненужных волнений, однако Он одобрял тех, которые способны были возвыситься до этой истины. Так, например, когда апостол Петр в присутствии других апостолов сказал: "Ты Христос, Сын Бога Живого!" Господь принял его исповедание веры, добавив, что Петр пришел к этому убеждению не по самостоятельному наблюдению только, но благодаря особому просвещению свыше: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах" (Мт. 16:16-18). Подобным образом, когда апостол Фома, дотоле сомневавшийся, увидев перед собой воскресшего Спасителя, воскликнул: "Господь мой и Бог мой" (Иоан 20:28), - Христос не отверг этого наименования, но лишь слегка укорил Фому за медлительность и сказал: "Ты поверил, потому что увидел Меня (воскресшим). Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Иоан. 20:29).