Православие и современность. Электронная библиотека.-Епископ Александр (Милеант)-ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС - СПАСИТЕЛЬ

О Божестве Христовом апостолы говорили со всей ясностью: "Мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, чтобы мы познали Бога истинного и да пребудем в истинном Сыне Его Иисусе Христе" (1 Ин. 5:20). От израильтян родился "Христос по плоти, сущий над всеми Бог" (Рим. 9:5). "Мы ожидаем блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит. 2:13). "Если бы иудеи познали [премудрость Божию], то не распяли бы Господа славы" (1 Кор. 2:8). "В Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9). "Беспрекословно - великая тайна благочестия: Бог явился во плоти" (1 Тим. 3:16). О том, что Сын Божий не творение, а Творец, что он безмерно выше всех созданных Им существ, апостол Павел обстоятельно доказывает в первой и второй главах своего послания к евреям. Ангелы - это лишь служебные духи.

Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом - Theos - само по себе говорит о полноте Божества. "Богом", с точки зрения логической, философской, не может быть "второй степени", "низшего разряда", Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, уменьшению. Если "Бог", то всецело, а не частично.

Только благодаря единству Лиц в Боге возможно сочетать в одном предложении имена Сына и Святого Духа наравне с именем Отца, например: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мт. 28:19). "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами" (2 Кор. 13:14). "Три свидетельствуют на небе: Отец, Сын и Святой Дух, и Сии три суть одно" (1 Иоан. 5:7). Здесь апостол Иоанн подчеркивает, что Три суть одно - одно Существо.

Примечание: Нужно ясно различать понятие "лица" и понятие "сущности". Слово "лицо" (ипостась, person) обозначает личность, "Я", самосознание. Старые клетки нашего организма отмирают, новые их заменяют, а сознание все в нашей жизни относит к нашему "Я". Слово "сущность" говорит о природе, nature, physis. В Боге, одна сущность и три Лица. Поэтому, например, Бог Сын и Бог Отец могут беседовать друг с другом, принимать совместное решение, один говорит, другой отвечает. Каждое Лицо Троицы имеет Свои личные свойства, по которым Оно отличается от другого Лица. Но все Лица Троицы имеют одну Божественную природу. Сын имеет те же Божеские свойства, что и Отец, и Святой Дух. Учение о Троице приоткрывает людям внутреннюю, таинственную жизнь в Боге, фактически недоступную нашему пониманию, но в то же время необходимую для правильной веры в Христа.

Иисус Христос имеет одно Лицо (ипостась) - Лицо Сына Божия, но две сущности - Божескую и человеческую. По Своей Божественной сущности Он равен Отцу - вечен, всемогущ, вездесущ и т.д.; по воспринятой им человеческой природе Он во всем подобен нам: Он рос, развивался, страдал, радовался, колебался в решениях и т.д. Человеческая природа Христа включает душу и тело. Разница в том, что Его человеческая природа совершенно свободна от греховной порчи. Так как один и тот же Христос одновременно Бог и одновременно человек, Священное Писание говорит о Нем то, как о Боге, то как о человеке. Даже больше того, иногда Христу как Богу приписываются человеческие свойства (1 Кор. 2:8), а иногда Ему же как человеку приписываются Божеские свойства. Здесь нет противоречия, потому что речь идет об одном Лице.

Принимая во внимание ясное учение Священного Писания о Божестве Господа Иисуса Христа, отцы Первого Вселенского Собора, чтобы прекратить всякие перетолковывания слова Сын Божий и умаления Его Божественного достоинства, постановили, чтобы христиане верили:

"В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков.

Света от Света, Бога истинного от

Бога истинного, рожденного, не сотворенного,

единосущного Отцу (одной сущности с Богом Отцом),

Которым все сотворено".

Ариане особенно горячо возражали против слова единосущный, потому что его нельзя было толковать никак иначе, как в православном смысле, а именно, что Иисус Христос признается истинным Богом, во всем равным Богу Отцу. По этой же причине отцы Собора настояли, чтобы это слово вошло в Символ веры.