Kniga Nr1163

"Ты живешь тамNo и содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа". Это значит, что гонения уже достигли таких пределов, что были казни христиан. И дальше, обращаясь к каждой общине, Иоанн, а через него Бог, говорит о том, как надо сохранить первую любовь свою.

Потому что человек, открывая для себя духовный мир, часто вначале загорается - некоторые из вас это знают, - а потом огонь первой любви гаснет, и все покрывается пеплом. "Ты оставил, - говорит Иоанн, - первую любовь твою". В другом месте Христос обращается через Иоанна к Церкви: "Ты не холоден и не горяч", то есть теплохладен. Это тоже такое полумертвое состояние, в котором мы живем.

Письма к каждой Церкви - это обращения к нам. Внимательно вдумываясь, мы находим в них то, что нам нужно.

А дальше идут картины истории. Но это не просто история, а метаистория. Это сущность исторического процесса, это борьба.

Сначала является символ неба - как бы стеклянное море, то есть прозрачное море мироздания, символизирующее небесный свод. Четыре животных по краям обозначают живую тварь. Двадцать четыре старца вокруг - два по двенадцать - основатели Ветхозаветной и Новозаветной Церкви. Должна открыться некая тайна мира.

И вот является ягненок, Агнец Божий. Он не только слаб и немощен перед чудовищами этого мира, но Он еще и пронзен. Он заклан - так в синодальном переводе. Он убит, но Он живой. Это небесное существо и есть Христос.

Мир ожидает чего-то великого. Но сначала идут предостережения - грозные всадники Апокалипсиса. Они несут насилие, войны, голод, смерть. Это все должно случиться, потому что человек отступает от добра и правды. Он уповает на силу, на материальные блага. Но вот грохочут копыта коней - это всадники Апокалипсиса, и все ложные упования заканчиваются крахом.

Потом раскрывается тайна судеб Божьих. Она в виде запечатанного свитка, и Агнец - единственный, кто может открыть его. И в Откровении одна за другой изображаются картины того, что совершается в глубине истории.

В ней происходит борьба. Борьба света и тьмы, Агнца и зверя - чудовища, которое выходит из моря. Это фантастическое существо несет на себе богохульные имена - все это уже было в Ветхом завете. Эта пародия на божественную тварь вылезает из моря и захватывает власть над миром. Число его имени условно, оно равняется 666. В древности оно расшифровывалось как "кесарь Нерон". Потому что Нерон тогда ассоциировался с деспотизмом, политическими убийствами и духовной тиранией.

Но это не значит, что Апокалипсис говорит только о прошлом. В образе зверя предвосхищен всякий носитель злого духа, в какую бы эпоху он ни жил. "И дивилась вся земля, следя за зверем,.. говоря: кто подобен зверю сему? И кто может сравниться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульноNo И дано было ему вести войну со святыми (то есть с верующими. А. М.) и победить их" (Откр 13,3-7). Так предсказана внешняя победа зла.

А потом, когда на земле устанавливается царство зверя, являются семь ангелов на небе, вестники с чашами, и каждый выливает свою чашу на царство зверя. Свершаются великие бедствия, те бедствия, которые людям XVIII века казались невероятными: отравление мирового океана, воздуха, гибель всего живого.

Что это такое? Это не наказание Божье, а плоды неправильного развития человечества. А зло все более и более нагнетается. Но в царстве зверя не радость и ликование, а люди кусают языки свои. Мрак спускается на это царство.

Потом идет другой цикл событий: на небе является иной знак - женщина, которая рожает. Она кричит в муках рождения. Должен родиться младенец. И вот поднимается с моря, снизу, огромный красный дракон, который только и ждет, чтобы пожрать этого младенца.

Красный дракон - это древний змей, тот самый, который в Книге Бытия соблазняет человека. Это дракон хаоса. А теперь он становится драконом империи, ведь красный цвет - это цвет пурпура, цвет римских императоров.