Kniga Nr1163

4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.

5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

3, 1. Здесь говорится об ангеле Сардийской церкви. Еще раз упоминается, что Господь имеет в Своей деснице семь духов Божьих, семь звезд, то есть непоколебимую полноту Церкви, которую ничто не может сдвинуть с места. Страшные слова обращает Он к общине: "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв", - слова, изобличающие упадок этой церковной общины.

Мы часто представляем себе первохристианские общины как какой-то заповедник святых. На самом деле и тогда люди испытывали страсти и страдали от немощей, и тогда Церковь переживала периоды упадка и кризиса, которые потрясают ее и сегодня. Но Церковь побеждала несмотря ни на что. Почитайте апостольские деяния и послания, и вы увидите, какие смуты раздирали первохристианскую Церковь. Поэтому мы должны не унывать, а смотреть вперед с надеждой.

3, 2-5а. Вот грозное предостережение сардийцам: "Бодрствуй и утверждай... вспомни, что ты принял... храни и покайся..." Очевидно, в этой церкви не все поддались смятению и соблазнам: несколько человек "не осквернили одежд своих". Что означают белые одежды, в которые облекают побеждающих? Белый цвет был цветом радости, торжества и победы. Кроме того, он был знаком чистоты. Были люди, которые остались чистыми среди всеобщей сумятицы и греха, они и получили радость мессианского Царства.

3, 5b. Откуда символ "книги жизни"? Когда снова заселяли разрушенные города, то основных жителей, главным образом знатных, записывали в особые списки, которые называли книгами жителей этого города. Такие книги существовали, например, во время заселения разоренного Иерусалима. Пророки образно писали, что у Бога есть Своя книга, в которую Он записывает всех, кто входит в Его Царство, что у Него есть книга жизни (Исх 32,32-33; Дан 12,1) и те, кого Он вычеркнул, не войдут в град Божий...

3, 6. См. коммент. к Откр 2, 7.

7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит:

8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

3, 7-9. Речь идет о письме ангелу церкви города Филадельфии (это слово переводится как "братолюбие"). Он был построен эллинистическими монархами-брать-ями в знак взаимной преданности и любви и был назван "братолюбивым городом" - Филадельфией.

Прежде чем обратиться к Филадельфийской церкви, Христос дает Себе еще одно наименование - "Святый Истинный, имеющий ключ Давидов". О ключе Давидовом говорится неоднократно в пророчестве Исайи. Ключ Давидов - это ключ в Царство Божье, таинственный ключ, "который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит". Вот, например, одно из таких мест: пророк обращается к одному из благочестивых наместников города - "и будет он отцом для жителей Иерусалима и для Дома Иудина, и ключ дома Давидова возложу на рамена его - отворит он, и никто не запрет, запрет он, и никто не отворит" (Ис 22,22). То есть никто не может противиться его действиям, свершениям: если он отпер, значит так и будет.

Еще раз подчеркнем, что если бы вы читали параллельные места из Ветхого Завета, то увидели бы, что евангелист все время говорит словами Священного Писания.