Kniga Nr1163

5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею

6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

1, 4а. Асия - римская провинция, занимавшая большую часть Малой Азии. Почему автор обращается к семи церквам? Ведь церквей в Асии было гораздо больше, и они были основаны апостолами Павлом и Петром. Но для того чтобы изобразить полноту вселенской Церкви, Иоанн берет семь главных церквей Малой Азии. Семь - древнее священное число, обозначающее полноту. Очевидно, это те церкви, которые были более ему подначальны, в которых он подвизался и был с ними больше знаком. "От Того, Который есть и был и грядет" - это истолкование имени Божьего, которое дано в Книге Исхода. Когда Моисей вопросил Господа: "Каково имя Твое?" - Господь сказал: "Я есмь, Который буду". Вот этот странный для нас оборот и переводится как "Сущий" (Исх 3,14). "Я есть, Который буду", то есть "Мне принадлежит время, вечность и все бытие". И апостол Иоанн придает этому определению Бога, владеющего прошлым, настоящим и будущим, то есть всем, что есть в мире, эсхатологическое значение: будущее принадлежит Богу в особом, специфическом смысле - это будущее, которым Он будет владеть полностью, над которым Он воцарится.

1, 4b. Семь духов, согласно древним представлениям, обозначают полноту небесных иерархий.

1, 5а. "Свидетель верный" - говорится в противовес ветхозаветным пророкам, которые были свидетелями немощными, сознававшими свою слабость. Вы помните, что в Книге пророка Исайи говорится: "Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис 6,5). Иеремия говорит: "Я не умею говорить, ибо я еще молод" (Иер 1,6). Все они были свидетелями, но немощными. Есть только один Свидетель о Боге, Тот, Который несет Его в Себе, "первенец из мертвых и владыка царей земных". Есть единственная настоящая, высшая власть - это власть Христова, власть Того, Который сказал: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф 28,18).

1, 5b-6. Слова "соделавшему нас царями и священниками" напоминают о Синайском призыве, когда Бог говорит народу: "а вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Исх 19,6), то есть народом, посвященным Богу. Из этой горстки людей вырастает впоследствии вселенская Церковь, и отныне все мы, посвященные Богу, принадлежим Христу, следовательно, являемся царством священников.

7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;

11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

1, 7. Облако - это символ Богоявления. Значит, Бог является в силе и славе. "Узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его" - намек на слова из книги Захарии: "Воззрят на Него, Которого пронзили..." (Зах 12,10). Это Творец, от Которого люди отвернулись, Которого пронзили своей неблагодарностью, и потом они будут плакать о том, что сделали; это прообраз Креста Христова.

1, 8. "Альфа и Омега" - начальная и конечная буквы греческого алфавита. Значит, автор обращается к людям, которые говорят по-гречески.

1, 9. Патмос - не символическое, а конкретное географическое место, скалистый, пустынный остров в Эгейском море. Места ссылок были различные, но, очевидно, Иоанн был выслан именно туда. Возможно, там были каменоломни, в которых работали ссыльные.