Святитель Николай Сербский (Велимирович) -О ТРЕХ САМЫХ ВАЖНЫХ ВЕЩАХ-Избранные письма духовным детям-ПРЕДИСЛОВИЕ

Здоровья тебе и благословение от Господа!

Письмо шестое. Одному журналисту, который интересуется: можно ли сжигать мертвецов?

Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Вопервых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синанпаши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей, повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Вовторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти две тысячи лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Англии, которую трудно назвать некультурной страной, этот вид неоязычества весьма непопулярен. Могу рассказать вам один случай, произошедший в Лондоне. Во время Первой мировой войны рехнулся один известный югослав. Перед смертью он заявил, что желает только, чтобы тело его сожгли. В назначенный день все члены нашей небольшой югославской общины собрались в крематории на ГоддерсГрин. Когда мертвое тело направилось в горящую печь, нас охватила жуть. Потом нас позвали перейти на противоположную сторону печи, чтобы подождать "четверть часа" и встретить своего земляка в виде пепла. Однако мы ждали больше часа, удивляясь, почему огонь так долго мучает нашего покойника. Пришлось спросить служителя, который извинялся за задержку и объяснял, что печь совсем холодная, потому что редко кто добровольно соглашается на сожжение. Услышав это, мы разошлись, так и не дождавшись конца ужасной процедуры. А нужно знать, что в Лондоне ежедневно умирает более тысячи человек. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен. Поэтому меня удивляет, что среди потомков великого святого Саввы находятся единомышленники злодея турка Синанпаши!

Один персидский адвокат рассказывал нам, что их обычай расставания с мертвецами "самый разумный на свете". Персы  огнепоклонники, но, хотя они и поклоняются огню как божеству, своих умерших они не сжигают, а кладут на землю как трапезу птицам. Их кладбища ограждены высокими стенами, на которых, дремля, поджидают огромные грифы. Гробовщики вносят мертвеца на кладбище нагим, покрытым только куском полотна, опускают на землю и быстро удаляются. Тогда грифы стремительно приступают к своей работе. За несколько часов от мертвого тела человека остаются только голые кости, к которым никто больше не прикасается и не хоронит их. Логика этого обычая персов такова: "Живя, мы питались животными, так будет справедливо, умерев, накормить животных". Мы удивлялись, узнав об этом обычае, но не могли согласиться, что логика персов слабее логики тех, кто хочет человеческие тела уничтожать огнем.

Так зачем же вновь ставить те вопросы, которые давно решены? Если мы станем создавать себе ненужные заботы, то в один прекрасный день начнем мучиться вопросом: "Убивать ли стариков и старух, как это делают некие примитивные племена?"  и станем создавать общества для пропаганды этой "идеи"!

И наконец, с каким разумом можно воевать против кладбищ, особенно в такой стране, где кладбища служат гордостью народной, источником вдохновения и даже, если хотите, документом, подтверждающим право державы нашей на владение недвижимостью?

Мира вам и здоровья от Господа!

Письмо седьмое. Молодой девушке, которая просит объяснить значение евангельской притчи о десяти девах

В этой притче говорится о пяти мудрых и пяти неразумных девах, а подразумеваются пять мудрых и пять неразумных душ человеческих. Мудрые имели чистые лампады и святой елей, а неразумные  только чистые лампады. Лампады в этой притче символизируют собой тела, а елей  милость. Погречески "милость" произносится "елеос". Отсюда и произошло слово "полиелей", что означает "многомилостивый". На праздничной утрени освещение церкви усиливается возжиганием свечей и елея, когда поются псалмы о многой милости Божией к избранному народу и много раз повторяется припев: яко в век милость Его, аллилуиа! Мудрые девы имели девственное тело с девственной душой, но, кроме того, и милость великую по отношению к более слабым, к тем, которые еще не освободились от греха. Неразумные строго блюли целомудрие телесное, но презрительно, немилостиво относились к более слабым, высокомерно осуждали их и отворачивались от них с презрением. "Праведницы названы неразумными,  говорил святой Нил Синайский,  потому что, преуспев в весьма трудном, даже почти невозможном деле  сохранении целомудрия, они пренебрегли малым и легким". А пренебрегли они милостью, сочувствием, прощением. Лампада их чиста, но пуста и темна! Когда придет смертный час, тело покроется землей, и душа тронется в путь к вечной отчизне своей, а светить ей будет и поведет за собой елей милости. Кто окажется без такого елея, того поглотит тьма. Впереди будут ворота во тьме! Как пройти эти ужасные ворота? Душа трепещет от страха, замирая от теней призраков, как в кошмарном сне. Кто ее помилует? Кто протянет хоть лучик света? Помилует Господь, но только милостивых, потому что сказано: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Те, что были милостивы к творениям, будут помилованы Творцом. Не правда ли, это верно и утешительно? Да, но и страшно  для немилостивых!