Святитель Николай Сербский (Велимирович) -О ТРЕХ САМЫХ ВАЖНЫХ ВЕЩАХ-Избранные письма духовным детям-ПРЕДИСЛОВИЕ

Письмо сорок шестое. Благочестивой супруге о мужесектанте

Муж твой стал сектантом, и оттого в доме вашем настали ссоры и разногласия. Ни в одном вопросе вы не можете найти общего языка. Так вера пронизывает всю нашу жизнь и влияет на все наши чувства и мышление, причем даже на такие, которые, я бы сказал, не имеют никакой связи с верой. Так было испокон века: взгляды православных на государство, армию, труд, общественный порядок и все остальное всегда отличались от взглядов еретиков.

Молись Богу, и Бог тебе поможет. Не отрекайся от своего мужа, не осуждай его, не говори о нем худого, не думай о нем со злобой, ибо этим ты его не исправишь. Отец святого Григория Богослова невольно впал в некую ересь, став последователем Ипсистариана. Его благочестивая жена Нонна очень печалилась об этом и со слезами молила Бога, чтобы Он, Всемогущий, просветил мужа ее разумом истины. И горячие молитвы жены помогли мужу вернуться к истинной вере. Есть и противоположный пример. Жена императора Юстиниана, Феодора, сумела обратить своего мужа в неправую веру (монофизитство). Но это продолжалось недолго. Позднее они оба, и Юстиниан, и Феодора, по молитвам всей Церкви, вернулись к науке православной. Из этих двух примеров (есть множество других) видно, как жена может повлиять на веру мужа либо в добром, либо в дурном смысле. И твое влияние победит, не сомневайся. Сказано: ищите да обрящете. Когда мы ищем, мы обретаем не зло, а добро. Мы обязательно обретем добро, рано или поздно, ибо Господь хочет, чтобы мы постоянно искали в Нем добро, только добро. Когда мы ищем добро, особенно когда ищем правую веру для себя и для других, мы тем самым ищем Царство Небесное. А это есть первый и самый главный путь, по которому нам заповедано идти. В молитвах часто вымаливается у Господа вера непостыдная, надежда верная и любовь нелицемерная. Есть на свете и постыдная вера, за которую еретикам и сектантам станет стыдно когданибудь, будь то на земле или на Суде Господнем. А вера православная поистине есть вера непостыдная.

А на то, что соседка досаждает тебе, ругая и говоря: "Смотри, мы с мужем вообще не имеем никакой веры, а живем дружно!", не обращай внимания. И меж бандитами и грабителями бывает согласие на некоторое время. И среди червей, стремящихся к падали, существует согласие, пока они не сгложут падаль и не примутся друг за друга. Не начало есть судия конца, но конец будет судией началу.

Храбрость и утешение тебе от Господа!

Письмо сорок седьмое. Несчастной матери о дурных детях

Вы жалуетесь на своих детей, на своих родных детей! Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня (Ис.1:2). Кроме обычной школы Вы дополнительно нанимали учителей, чтобы обучить их игре на фортепиано и французскому языку. Теперь они надоедают Вам своей музыкой, а когда, смеясь, говорят меж собой пофранцузски, Вы чувствуете, что они говорят о Вас дурное. Однажды в субботу Вы собрались на кладбище, чтобы заказать панихиду по старшему сыну, погибшему на войне. Вы сообщили об этом своим детям, но они не обратили на это никакого внимания, а прямо из постели уселись за пианино и стали играть. "Детки,  сказали Вы,  сегодня не нужно веселиться, сегодня будет служба за упокой души нашего Мирко". "Так это мы играем ему похоронный марш!"  ответили они и расхохотались. И Вы ушли одна, как Вы сами выразились, "с одной могилы на другую", рыдая всю дорогу.

Если бы Вы в свое время наняли своим детям такого воспитателя, который научил бы их вести себя по закону Божиему, то имели бы детей, а не обезьяну и попугая. Ведь и обезьяну можно научить играть на пианино, а попугая говорить, но поведению в соответствии с законом Божиим можно научить только сынов и дочерей человеческих.

Рассказывают, как некая дворянка пожаловалась святому Серафиму Саровскому, что учителя плохо учат ее детей французскому языку, и спрашивала: "Что же делать?" На это святой человек ответил ей: "Ты, матушка, лучше учи детей своих, как Богу молиться, а французский они позже легко выучат".

Следовательно, детей нужно в первую очередь учить тому, что есть самое важное, ибо то, что учат в молодости, не так скоро забывается. Второстепенные вещи можно и потом выучить, а если они даже и забудутся, то невелика важность. Однако, если важнейшие основы не усвоены, или плохо усвоены, тогда звук пианино заглушает молитву, а французские диалоги употребляются на высмеивание родителей!