Святитель Николай Сербский (Велимирович) -О ТРЕХ САМЫХ ВАЖНЫХ ВЕЩАХ-Избранные письма духовным детям-ПРЕДИСЛОВИЕ

Несчастная сестра! Да, в нем действительно пребывает злой дух. Своего рода помешательство, которому неминуемо подвергаются все отпавшие от Бога, ибо человек не может отвернуться от Бога и не пасть в бездну. Не может человек отречься от Бога и не обезуметь. Примеров тому и в прошлом, и в настоящем так много, будто кишащий муравейник.

Однако я расскажу тебе случай с одной женщиной, которая спасла своего сына, похожего на твоего брата. Когда советы матери пропали даром, прошли, словно вода через решето, она замолчала. Мать не сказала больше сыну ни слова упрека, но начала молить Бога, чтобы Бог послал сыну некую болезнь. Ты скажешь: "Жестокая мать!" Погоди, выслушай до конца. Мне та женщина сама рассказывала. Увидела она, говорит, что никто под небесами не может спасти сына, кроме единого Бога, и то через некие страдания. Поэтому и молила она Бога, чтобы Господь наказал его, послав ему какието мучения. Долго она так молилась  и действительно, сын ее разболелся. Лежал сын в постели три месяца, а она за ним ходила и пред ним Богу молилась. Он думал, что мать молится о выздоровлении его тела, а она молилась, чтобы душа его выздоровела. "Лучше быть мертвым телом, чем мертвым душой",  твердила про себя мать. Сын заметил и заботу матери, и любовь, и молитву. Малопомалу смягчилось его сердце. Когда у врачей опустились руки, а сын стал совсем как бледная тень, он вдруг заплакал и сказал шепотом: "Маменька, дорогая моя, помолись Богу, чтобы я не умер!" А мать ему на то: "Обещай, сынок, что вечно будешь Бога помнить и благодарить Его, и поведение свое изменишь". "Буду, маменька, буду!"  прошептал сын уже в агонии. А мать будто чувствовала, что сын не умрет. И, слава Богу, он поправился. Сейчас он здоров и душой, и телом. Как воск мягок, как ангел набожен, как солнце правилен и послушен.

Так и ты, сестра, перестань надоедать брату советами. Замолчи и не раздражай его, ведь он как бы в горячке. Начни молиться за него Богу, говоря: "Господи Всеблагий, у Тебя всего много, и путей, и способов. Любым путем и любым Своим способом излечи душу брата моего. Боже, пусть это будет даже тяжкая болезнь, даже муки. Умоляю Тебя".

Кроме того, выбери в неделе еще один день и постись за брата. И раздавай милостыню как бы от его имени. Тогда Господь в свое время изберет способ даровать брату твоему добрый дух и предаст его в твои руки здоровым и разумным, таинственно изливая на раны сердца твоего евангельские слова: вот брат твой, был он мертв и ожил. Поистине, сестра, твоя огромная любовь и жертва не останутся без награды.

Мир тебе и помощь от Господа!

Письмо четвертое. Двоим друзьям, которые спорят, нужно ли причащать больных?

Один из вас говорит: "Не нужно. Не нужно,  говорит,  потому что есть такая примета: больной умрет, если причастится". Другой говорит: "Нужно, ибо грешно, когда христианин отходит с этого света без причастия".

Я считаю, что прав второй, ибо так велит Церковь. Многие отшельники, жившие вдали от храмов и священников, боялись умереть не причастившись и горячо молили Бога, чтобы Господь им перед смертью послал священника с причастием. Благий Господь, исполняя мольбу этих Своих угодников, посылал им какогонибудь служителя алтаря, чтобы причастить их Святых Тайн. Причастившись, они словно озарялись радостью и спокойно расставались с этим светом. Был случай, когда один больной желал причаститься, но священник не успел к нему, и больной умер. Так умерший пришел в сознание, принял причастие и снова умер. Это произошло в окрестностях Кралева. Такие случаи ясно показывают, что есть воля Божия.

Глупо думать, что больной должен умереть, как только причастится. Есть множество примеров, когда происходит наоборот. Я сам лично присутствовал на причастии таких тяжелых больных, которые, по общему мнению, непременно должны были умереть. Так они живы и сегодня. Если больные от причастия умирают, тогда было бы логично предположить, что и здоровые от причастия заболевают. Но это безумие и богохульство. Если и случается, что какойнибудь больной умирает после причастия, то он умирает не от причастия, но от болезни. Такова его судьба от Бога.

Разумный человек думает о смерти и покуда он здоров, а уж тем более, когда болен. В этом царстве умирания нет ничего более вероятного, чем смерть. Господь сказал здоровому богачу, который строил далекие планы своего обогащения: безумный, этой ночью Я возьму Себе душу твою, а то, что ты скопил, чье будет?

Когда больной умрет, тогда будет горько каяться тот, кто помешал его причастию. В одном городе разболелся человек. Услышал об этом священник, пришел и предложил ему исповедаться и причаститься. Так жена больного воспротивилась, говоря: "Да он же не при смерти, батюшка!" Священник ушел, а больной в ту же ночь умер. Тогда жена стала причитать: "Горе мне, зачем я не дала ему причаститься!"

Разве не знаете, друзья мои, что причастие дорогого стоит?