Chronicler, Simon Nestor

Blessed Theophilus had a custom: when he prayed and tears came upon him, then he held up a vessel and wept over it, and over many years he filled it with tears. Having received sight in his eyes, according to the promise of the Monk Mark, he understood that his end was near. And he began to pray diligently to God, that his tears might be pleasing, and lifting up his hands to Him, he spoke thus:

"O Lord Jesus Christ, my God, O Lord Jesus Christ, who does not desire the death of sinners, but awaits their conversion, knowing our weakness, O Most Holy King, the Good Comforter, the health of the sick, the salvation of sinners, the strengthener of the faint, the raiser of those who fall, I beseech Thee in this hour, surprise me unworthy of Thy mercy, accept the outpouring of my bitter tears, and pour out upon me the inexhaustible abyss of Thy kindness, that I may not be tempted by the toll-houses of the air, and that I may not be in the power of the prince of darkness, for the prayers of Thy great saints, our venerable fathers Anthony and Theodosius of the Caves, and of all the saints who have pleased Thee from all eternity."

Когда блаженный Феофил произнес это, в образе прекрасного юноши предстал пред ним Господень ангел, говоря: "Хорошо молишься ты, Феофил, но что хвалишься тщетой слез, собранных в сосуд?" И он показал ему свой сосуд, больший того, полный благоухания, как от многоценного мира, и сказал: "Это твои слезы, которые в молитве к Богу ты пролил от сердца и отер рукой или полотенцем, или одеждой, или которые из глаз твоих упали на землю; все эти слезы я собрал в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки моего и Творца. И теперь я послан поведать тебе радость, чтоб с весельем отошел ты к Тому, Кто сказал: "Блажени плачущии, яко тии утешатся" (Мф. 5:4). Сказав так и оставив свой сосуд, он стал невидим.

Блаженный же Феофил, призвав игумена, рассказал ему о явлении и словах ангела, показал и два сосуда, наполненные слезами  один свой, другой же ангельский, благоухающий сильнее ароматов, и просил по кончине своей вылить его на тело.

Итак, на третий день по прозрении своем, он отошел ко Господу, чтобы зреть Трисиятельное Божество.

Честное же тело его с честью положили в пещере с любимым его братом, блаженным Иоанном, близ преподобного Марка, и помазали его из ангельского сосуда, так что вся пещера наполнилась благоуханием, потом же вылили на него и другой сосуд слез, чтобы тот, кто сеял на земле слезами, пожал на небе радостью (Пс. 125:5). И эту радость получил он ходатайством преподобного наставника своего Марка пещерника, чудотворной благодатью Бога всякого утешения (2 Кор. 1:3), Которому, в Троице хвалимому, подобает слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Житие преподобных отцов наших Феодора и Василия

(11 августа)

Они пострадали от князя Мстислава Святополковича, оклеветанные диаволом в похищении сокровища.

Корень всех зол есть сребролюбие" (1 Тим. 6:10),  сказал Божественный апостол Павел. Эти слова сбылись на деле в этом достойном хвалы житии, где начальник зла, враг, не иной вещью, как сребролюбием, навел злые душевные и телесные искушения на душу блаженного Феодора, и страдания и смерть не только на него, но и на советника его, блаженного Василия. Повесть эта пишется так.

У блаженного Феодора в его мирской жизни было большое богатство. Услышав же евангелские слова Господни: "Всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быть Мой ученик",  последовал этому слову. И, оставив все мирское и раздав богатство нищим, он стал черноризцем в Печерском монастыре и ревностно подвизался в добродетелях.

По приказанию игумена, он жил в пещере, которая называется Варяжской, и в ней пробыл много лет в строгом воздержании.

Этому блаженному Феодору однажды враг принес немалую печаль и тоску об имении, розданном нищим, приводя ему на мысль долгие годы жизни, изнеможение плоти и скудость монастырской пищи.

Феодор не понял искушения, не вспомнил слов Господа: "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" (Мф. 6:25, 26). И начал он от скорби переходить в отчаяние, смущаемый нищетой, и долго омрачал его враг, и эту скорбь он явно открывал своим друзьям.