Kniga Nr1186

Называя все имена Ангельских чинов, святой Дионисий Ареопагит перечисляет их по достоинству — это Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, Архангелы и Ангелы. Всех вместе мы объединяем их одним общим именем — сонм Ангеловviii.

В книге Иова мы читаем, как Господь отвечал на жалобы этого страдальца: Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38, 1–7).

Наша Православная Церковь посвятила святым Ангелам понедельник. И каждый понедельник во время церковного богослужения мы вспоминаем святых Ангелов и величаем их в молитве: «Святые Ангелы и Архангелы, молите Бога о нас!».

Бог создал сонм Ангельский раньше людей, и это первая причина, по которой мы называем Ангелов старшими братьями.

Природа Ангелов

Природа Ангелов в чем-то совершенно отлична от человеческой природы, а в чем-то подобна ей. Ангелы бесплотны и поэтому невидимы нашему физическому зрению. Не имея тел, они вследствие этого не имеют телесных нужд — в пище, питии, одежде, крове, не имеют страстей, забот, печали; не женятся и не выходят замуж (ср.: Мф. 22, 30). Они не заботятся о будущем, не испытывают страха смерти. И хотя они были созданы раньше человека, они не состарились и не состарятся, они неизменны в своей юности, красоте и силе. Не заботятся они и о спасении и бессмертии, ибо уже бессмертны. В отличие от людей они не колеблются в выборе добра и зла, ибо они уже добры и святы, какими были и тогда, когда Господь сотворил их.

С другой стороны, Ангелы сходны с людьми в том, что они являются личностями и каждый из них осознает себя как отдельную личность. Подобно людям, они обладают рассуждением, чувствами, свободой воли и способностью действовать. У них, как и у людей, есть и собственные имена, некоторые из них названы в Священном Писании или в церковном Предании, вот они: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Варахиил, Иеремиил, Иегудиил.

Сравнивая человека с Ангелами, святой апостол Павел в Послании к Евреям пишет: Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его (Евр. 2, 7–8), вспоминая слова ветхозаветного пророка, обращенные ко Господу: Что есть человек, яко помниши его; или сын человеч, яко посещавши его? Умалил еси его малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его; и поставил еси его над делы руку Твоею; вся покорил еси под нозе его (Пс. 8, 5–7).

Воистину, Бог дал огромную власть безгрешному человеку над делами рук Своих: Адам имел власть над всякой земной тварью, пока не нарушил заповедь Божию и не послушался диавола, Божиего врага. Природа перестала быть послушна ему, потому что и он перестал быть послушен Богу.

Однако человек в своем падшем естестве хранит в душе надежду на помощь Божию: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 19–22).

Преображенный Христом и облеченный во славу Его, человек вновь будет подобен Ангелу. Его старшие братья, святые и безгрешные Ангелы, помогают ему так же, как врачи помогают исцелиться больному. В Новом Завете сказано: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14). Далее мы поговорим об этом подробнее.

Явления Ангелов