Иеромонах Рафаил Нойка -КРИЗИС В ЦЕРКВИ-Хотел бы попросить прощения у всех, кому я не ответил, не подумайте,

Таким образом, относительно того, что верующие были несколько взволнованы в те дни, то воистину, там, где работает Господь… И где Он не работает!? Ведь говорит литургия святого Василия Великого: «Христос сошёл крестом во ад, чтобы наполнить собою всё». Тогда где нет Бога? Там, где работает Господь, трагедии нет и не может быть. Но всё то, что сотворил Господь: ангелы, а затем человек - это творения, одарённые всеми божественными качествами, не одним каким-либо, но абсолютно всеми. Мы боги в делании, не по естеству, а посредством Божьего делания, которое сделало нас таковыми. И, может, самое важное божественное качество, истрёпанное и замаранное сегодня до невыносимого предела человеком, - это свобода, которая постоянно превозносится людьми и нечистыми духами, невидимыми нам, так, что мы часто не знаем, каким духам мы служим. Свобода в каком-то смысле - самый важный элемент творения, потому что без свободы, если бы человек ничего не мог кроме как стать богом, то что это за бог, который не может? Человек обязательно должен быть свободным даже до такой степени, когда он может посметь сказать Богу, в конце концов, возможно, и: «Нет, я не желаю Тебя». И человек и ангелы имеют эту свободу, которая положена в делание, называемое в дальнейшем спасением. Представьте, что Господь предлагает человеку, а человек располагает. Человек располагает, но не по своей силе, которой он не обладает, а по праву выбора. Мы вольны выбирать и то, что не можем сделать. А то, что нам не по силам, Бог сотворит в нас по слову Христа: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф.19:26). Скажу снова, что от Бога нам следует ожидать не менее, чем невозможного, потому что то, что менее, чем невозможное, по силам и нам. Наша постсовременная цивилизация действительно привела человека к таким вещам, что ум замирает, если задуматься. Мы привыкли к ним - вся эта электроника, что нас окружает, и все чудеса технологий (!)… - если говорить лишь об этом. В каком-то смысле и это тоже показывает, что человек имеет в себе божественный потенциал, к сожалению, направленный не на обожение. Но и здесь проявляется божественный гений человека. В этом состоянии, когда человек свободен, Господь запрещает сам Себе определённые действия. Господь не принуждает человека, подобно тому, как поступают друг с другом люди. И отсюда начинается трагический потенциал, который может действовать до конца. Ад потому может существовать, что человек воистину свободен, как и ангелы. Если ангелы пали, то они называются демонами. Так же и с человеком. Если человек отказывается, то с этим отказом дальше должен работать Господь, пытаясь любыми способами спасти злонравного человека.

Заметьте, как проникновенно говорит Господь через Исаию-пророка: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис.65:2). Что означает «простирал Я руки»? Господь научает нас молиться Богу. Вот Господь молит человека, молится о человеке, простирает Свои руки и взывает к нам, как и святой Павел взывает к нам: «Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). Господь первый ищет примирения с человеком.

Хотел бы вернуть вас мысленно ко времени нашего праотца Адама. Адам пал, был обманут, дал обмануть себя лжи: «В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Он поверил и вкусил, а, очнувшись, понял, что глаза его открылись, чтобы видеть, какие божественные тайны раскрылись ему. Он устыдился своей наготы. А что в этом было постыдного? А что постыдного в творении, таком, как его задумал и сотворил Господь? Но открылся лукавый глаз у Адама. Позже Христос сказал: «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно(6:22,23). Мы говорим «чисто», а в греческом тексте слово «аплос» означает простой, немудреный. Лукавый глаз открылся Адаму, и он узрел тьму там, где её не было.

Что случилось далее? Адам покаялся или сожалел о даре, который потерял, болезновал ли о чём? Конечно, он переживал по-своему, но мы не замечаем со стороны Адама ни одного движения для возвращения к Богу, к сближению и примирению со своим Творцом, любовь которого он познал. Что происходит? Адам слышит голос Бога, прогуливаясь вечером в саду, и прячется в кустах. Господь же притворяется, что не замечает этого, чтобы не испугать Адама. А почему Адам услышал Бога? Разве не мог Господь сразу прийти, и, дав по морде Адаму, сказать: «Ведь Я же говорил тебе не жрать этого!» (Простите). Или не мог Господь прийти сразу после того, как Адам вкусил, и спросить: «Что же ты сделал?!» Простите, сейчас я немного утрирую, разыгрываю сценки, которые мы играем ежедневно. Почему Господь так не поступил? Он не хотел испугать и принуждать Адама. Господь нежен в отношениях с ним. Если хотим понять, что такое любовь Божья, то вот это наилучший пример. Что происходит далее, когда Адам прячется? Господь не отступает, взывая: «Адам, где ты? Я, всезнающий и всевидящий, не вижу тебя, не знаю, где ты. Оставляю тебе прийти самому. Не хочешь? Но Я ободряю тебя». Адам отвечает, что был наг и не мог показаться Богу в таком виде. Фраза «Кто возвестил тебе, что ты наг?» очень интересна в греческом тексте. Это было не просто подтверждение факта, а было необходимо возвестить об этом. «Кто возвестил тебе, что ты наг? Или ты вкусил запретного плода?» - вопрошает Господь. В этот момент Бог исповедует Адама, который мог бы покаяться, сказав: «Да, Господи, прости, мне нечего возразить, я согрешил». Недавно кто-то на исповеди сказал мне: «Отче, прости, мне стыдно всё это говорить, но, в конце концов, это всё так и есть». Вот покаяние - «это всё так и есть». Если бы Адам сказал: «Господи, согрешил, прости, так всё и есть, мне нечего сказать, делай Ты, как знаешь»! Многие из нас знают, как после искреннего покаяния, после исповеди в тяжёлых и отвратительных вещах, Господь творит так, что уходим с исповеди с облегчением, с ощущением полёта. Это не психологический момент, а духовная реальность. Дай Бог нам встретить смерть с такой облегчённой душой в наш последний час.

Кто желает примирения? Господь приходит к Адаму, сам Господь! В одной молитве говорится: «Кто более любит, тот более смиряется». Всемогущий смиряется перед своим творением, Он пришёл искать заблудшего Адама и примирения с ним. Почему вечером? Я вижу две причины, хотя их может быть и больше. Во-первых, чтобы дать Адаму передохнуть, ведь он только недавно покаялся сам, по доброй воле. Так должно и нам поступать. Если грешим, то с верой идти к Богу и через священника восстанавливать мир с Богом. Во-вторых, Христос хотел сказать нам: «Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4:26). Таким образом, Бог говорит нам о вещах, которые Он сам переживает, которые и есть Он сам. Господь не хотел допустить, чтобы солнце зашло в разладе между Ним и Адамом. И если Адам не пришёл до захода солнца, то Господь пришёл сам, чтобы примириться. Но Ему не удалось, и это также пало на Бога. Пятью тысячами лет позже Он взял на себя эпитимию смерти, которую получил Адам. Господь, воплотившись, воспринял на себя природу Адама и понёс эпитимию даже до смерти, до схождения во ад, потому что Бог - это единственный сын Адама, который смог и через ад пройти, и выйти победителем, и сотворить из схождения во ад и воскресения путь спасения для всех сынов адамовых до и после Него. Что хочу всем этим сказать? С одной стороны - всемогущество Бога, а с другой… В двух словах - там, где Бог зовёт в одну сторону, а человек тянет в другую, не может быть ничего, кроме возможной трагедии. В этом смысле о кризисе… В Церкви, где действительно работает Господь, на определённом уровне и вправду нет и не может быть кризиса. А на другом уровне - столько времени, сколько хоть один сын или дочь адамовы будут тянуть в противоположную Господу сторону, не может быть ничего, кроме кризиса. В этом смысле Церковь не Бог потому, что Бог не Церковь. И Церковь не человек, потому что это человек, а не Церковь. Церковь там, где Бог и человек встречаются или ищут встречи. То есть там, где есть Церковь, по самому Её определению, не может быть ничего, кроме кризиса, кризиса, понятно, спасительного, в соответствии с целями Божьими, но с реальным риском полного краха.

Не знаю, как поступит Господь после страшного суда, но, говоря соответственно нашему уровню понимания вещей, мы должны очень серьёзно к этому отнестись, начиная с реальности нашей свободы, которую Господь не будет принуждать даже для спасения человека. Сам человек решает свою судьбу. И когда Бог будет судить нас, то, думаю, это будет суд, не похожий на наш мирской, когда призывают к ответу за обиды, оплошности и другое. Не помню, кто из отцов сказал, что суд в итоге почти принадлежит человеку, и даже больше, чем «почти принадлежит», только если человек сможет жить в присутствии Бога, этого Бога, ставшего другим.

Почему присутствие Христа, едва зачатого во чреве Божьей Матери, вызвало ликование Иоанна Крестителя, который был шести месяцев в утробе? За три месяца до рождения Иоанн Креститель почувствовал присутствие своего Бога и от радости взыграл, а его мать после этого пророчествовала о том, чего не знала Матерь Божья. «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лук.1:43). Как она могла знать это? Мария сказала в ответ не более, чем слова приветствия. Но взыграние младенца сделало Елизавету пророчицей.

Тогда если присутствие Бога так радостно, то почему множество не только младенцев во чреве, но рождённых уже детей и взрослых не ликовали, когда Матерь Божия проходила рядом? Почему демоны трепещут и бегут при таком же присутствии? До конца не знаю, скажу вам это не абсолютно, конечно, но думаю, что действительно так. Судит ли Бог? Или просто я буду сам себя судить? Смогу ли я жить с таким Богом или нет? В действительности Церковь - это взаимный суд. Бог судит меня, зная, что Он сделал со мной, и позволяет мне быть Его судьёй.

Когда Христос после Воскресения говорит Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Иоан.21:15), Всемогущий позволяет своему творению вершить суд над собой. И если Симон Ионин ответил: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоан.21:15), - это был суд, закончившийся примирением и гармонией. Не потому, что это нужно было Христу! Пётр по своей оплошности нуждался в примирении с Богом. И опять же сам Бог совершил это примирение. Мы видим, что Пётр ничего не сказал и не сделал, возможно, он и не знал, что делать. И перед вознесением Христос, найдя момент, чтобы не только восстановить Петра среди учеников, но и сделать его первым учеником, сказал: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?». Мог ли Пётр иметь совесть дерзнуть сказать после всего, что он сделал: «Люблю Тебя больше всех остальных»? Ведь ранее Пётр сказал: «Даже если все оставят Тебя, но не я. Я пойду и в темницу и на смерть с Тобой». Христос ответил ему тогда: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мар.14:30). Это была действительность, о которой знал Господь, но только Пётр был ещё очень наивен и не знал духовных законов, которые учат о том, что нельзя слишком доверяться сегодняшнему дню, потому что святые отцы говорят: «Ожидай искушений до смертного часа, будь трезв и бди, чтобы не похитили тебя так же, как Петра в ту ночь». Но Бог, будучи Богом, Христос, будучи Богом, знал и другую истину: хотя Пётр и пал так позорно, жестоко, Господь знал всё-таки и истину, которая заставила Петра сказать: «Если и все соблазнятся, но не я» (Мар.14:29). Была истина, которой Пётр устыдился и сейчас не мог произнести. Но Христос, сердцеведец, произнёс эти слова за Петра: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?». Опять-таки, что мог ответить Пётр? Может, не очень смело в этот момент, он сказал: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоан.21:15). И Христос трижды вопросил его так же, как Пётр трижды отрёкся от Него, пока не пронзил его до самого сердца этими словами, которыми он очистился от осуждения и, я бы сказал, от тёмных энергий своего падения.

Что хочу этим подчеркнуть? Есть потенциал разницы между Богом и человеком, который обязательно ведёт к кризису, к трагизму и может привести к трагедии, но который предназначен Богом для того, чтобы человек более мог осознавать, а, осознав, с большим пониманием и силой, разумея верно дела, во всей своей свободе мог бы отдаться промыслу Божьему так, как, например, блудный сын. Он попросил у отца своё имение, и отец отдал ему, а он всё растратил, но, образумившись трагизмом, но ещё не трагедией положения, в которое он попал, вернулся обратно к отцу с покаянием. Отец же, даже не дав ему договорить, обнял его и велел принести ему лучшую одежду, и так далее. Не знаю, было ли много подобных этому отцу в истории, потому что, представляете, что скажут о таком отце люди: «Глупец, ты столько лет растил его и не знал, каков он? И ему ты дал деньги и имение?» и так далее. Этот глупый отец, который не знал, каков его сын, - это Бог. Разве это глупость? Я думаю, что это любовь всемогущего Бога. Любовь, которая запрещает себе перед лицом свободы, которую Он дал человеку, трансгрессировать эту свободу. И здесь находится наш потенциал падения, ада, вечного ада, потому что наша жизнь и наша свобода - это не шутка, а деяние Божие.

А кризис… Я сказал, что Господь позволяет себе быть судимым своим творением так же, как и творение будет судимо Богом, так как Церковь - это взаимный суд. Кризис - это греческий синоним слова суд. Я говорил уже о нём. Другими словами, Церковь - это предпочтительное место кризиса, взаимного суда, и вся земная жизнь - это постоянный кризис, суд между человеком и Богом (если мы серьёзно размышляем о спасении), в котором мы в идеале должны достигнуть (и не только в идеале, а закономерно должны достигнуть) оправдания Господа, извинения Его и сказать когда-то: «Да, Господи, Ты прав, да будет воля Твоя». Другой аспект страшного суда - на суде будут два лагеря, так как показывает Христос овец и козлищ. Тех, которые в своей жизни сказали Христу: «Да будет воля Твоя», и тех, которым Христос скажет на суде: «Да будет воля твоя». И если Господь скажет мне: «Да будет воля твоя», и я пойду творить свою волю, то это ад. Когда мы поймём, братья и сёстры, что единственно желанная вещь, единственный рай - это чтобы мы могли жить «да будет воля Твоя, Господи». Когда мы поймём, что моя воля, то, что мы называем своей собственной волей, - это ад?

И что значит моя собственная воля для свободного творения? Хочу определить и это. Идёт речь о страстной воле. И опять определим, что такое страсть. Страсть - это истрёпанность реальности, сотворённой Богом. Страсть - это не действительность сама по себе, это как рана, рак в здоровом теле, что-то корявое. Страстная воля - это не действительная, не реальная воля. А войти в волю Божию - это единственно истинная действительность, которую Господь задумал и сотворил, куда пригласил нас. Она является именно тем, чего желает человек. Таким образом, Церковь - это место, где Бог судится с человеком и человек - с Богом.

Дам вам пример по поводу «да будет воля Твоя». В неделю, когда будут читаться Двенадцать Евангелий, будьте внимательны к антифонам, которые поются, - первый антифон после первого долгого Евангелия. Заметьте, в церковных песнопениях подчёркивается, сколь многими увещеваниями и попытками Христос хотел спасти Иуду. Каждый тропарь заканчивается словами «беззаконный Иуда не восхотел понять». В скобках скажу, что многие думают о случившемся с Иудой как о должном, что так должно было случиться. Но это не был замысел Божий, чтобы человек погиб в аду для того, чтобы Бог совершил спасение. Тогда агнцем для заклания был бы Иуда, а не Христос. Иуда сам себя предназначил для предательства Христа и всего, что произошло, - в смысле того, что Бог заранее знал свободу человека, которую Он не хотел трансгрессировать своим всемогуществом. Нет, не трансгрессировать, но посмотрите в Евангелии (кстати, и в стихирах Великого Четверга), сколько попыток и средств пробовал употребить Христос для спасения Иуды, чтобы показать ему то зло, которое он творил. Прочтите также и синаксарь Триоди этого дня - они покажут вам очень важные вещи. Но «беззаконный Иуда не восхотел понять». Церковь исповедует нам, что речь идёт о свободной воле. Кстати, о том, о ком было написано, что он должен это совершить. Да, было написано об Иуде, но Христос, как сейчас, в пост, мы говорим в тропаре шестого часа, - это Тот, кто разрывает рукописание против нас. Так мы поём в тропаре шестого часа. Таким образом, Тот, кто раздирает рукописание, хотел разорвать то, что написано было об Иуде. И Он мог это совершить, как всемогущий Господь. Христос - это Тот же, кто во дни Ионы разорвал рукописание ниневитян, объявив им через пророка Иону, что если не покаются, то погибнут в своих грехах. Они приняли это слово, покаялись, и Господь, в свою очередь, покаялся перед своим творением, если можно так сказать, т.е. не дал погибнуть более ни единой душе в Ниневии. После всего этого пророк Иона, обезумев, хотел бежать, потому что оказался между молотом и наковальней. С одной стороны, зная, что Господь милостив, но с другой - как он мог оправдаться перед язычниками в том, что его пророческие слова не сбылись? Христос хотел так же поступить и с Иудой. То, что написано о человеке, не является предопределением, которого невозможно избежать. Это языческий взгляд на вещи, что человек не может избежать предопределённого.

Для нас не существует предопределения, а существует промысел, который является свободным размышлением свободного Бога о свободном человеке. И сколько же свободы дано человеку! Может, мы иногда не имеем сил выполнить того, чего желаем, но Бог по молитвам даёт нам эту силу. Христос как Бог дал бы Иуде силы не попасть в эту колею, которая привела его в итоге к самоубийству. Христос хотел стереть запись об Иуде его свободным произволением. Но его упрямство, или, кто знает, что было в его сердце, привело к тому, что Иуда остался с грузом предопределения Божия, то есть с тем, что должен был совершить, отвергнув в какой-то момент Бога, который хотел его от этого спасти. И Христос как всемогущий Бог вынужден, наконец, произнести, обмакнув хлеб в вино и протянув Иуде: «Что делаешь, делай скорее» (Иоан.13:27). Всемогущий Бог сказал Иуде: «Да будет воля твоя». И если бы Христос не произнёс этих слов, потому что Иуда искал повод Его предать, то я уверен, что до сих пор Иуда искал бы повод и не нашёл бы его. Если бы сила Слова не попустила бы ему, ничего не могло бы совершиться.