The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Чтобы кто-либо не стал отговариваться бедностью: «Где мне взять огня, где взять хлеба и вина?» – Христос говорит: ежели дашь кому-либо хоть стакан холодной воды, признавая его Моим учеником, получишь награду, достойную ученика Моего. Впрочем, чашу студеной воды подает и тот, кто вразумляет человека, пылающего огнем гнева и похотей, и соделывает его учеником Христовым: и сей, конечно, «не потеряет награды своей».

Глава одиннадцатая

И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

Послав учеников, Сам Он (на время) успокаивается, не творит чудес, а только учит в синагогах. Потому что, если бы Он, оставаясь на месте, продолжал исцелять, то не стали бы обращаться к ученикам. Поэтому, чтоб и они имели случай и время исцелять, Сам Он уходит.

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

Иоанн спрашивает не потому, будто не знает Христа. Как ему не знать Того, о ком свидетельствовал: «Агнец Божий»? Но (спрашивает) для того, чтоб убедить своих учеников, что Он есть Христос. Поскольку они завидовали Христу, то Он посылает их к Нему, чтобы хотя при виде чудес уверились, что Христос больше Иоанна. Вот почему и принимает вид неведения, спрашивая: «Ты ли Тот, Который должен придти», то есть ожидаемый по писаниям и имеющий прийти во плоти?

Некоторые, впрочем, говорят, что словами «должен придти» Иоанн спрашивал о сошествии Христа во ад, по причине будто бы неведения о сем, и что он как бы так говорил: «Ты ли Тот, Который должен сойти и в ад, или нам ждать другого»? Но это неосновательно, потому что Иоанн, больший из пророков, как мог не знать о распятии Христа и сошествии во ад, особенно когда Он сам же называл Его Агнцем, как имевшего заклаться за нас? Иоанн знал, что Господь сойдет с душою во ад, чтобы и там, как говорит Григорий Богослов, спасти тех, которые уверовали бы в Него, если бы Он воплотился в их дни, и спрашивает не как незнающий, но как желающий вразумить учеников своих о Христе действием чудес Его. А впрочем, смотри, что Христос говорит на этот вопрос.

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне.

Не сказал: «Скажите Иоанну: Я тот, который должен прийти», но зная, что Иоанн послал учеников для того, чтоб видели чудеса, говорит: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите», и тот, воспользовавшись сим случаем, конечно, даст вам еще большее свидетельство обо Мне. Под благовествующими нищими разумей или проповедовавших тогда Евангелие, то есть апостолов, которые, как рыбари, действительно были нищи и презираемы за свою простоту; или тех нищих, которые слушали Евангелие, желая получить сведение о вечных благах, и, будучи нищи добрыми делами, обогащались верою и благодатью евангельского благовестия. А чтобы показать ученикам Иоанновым, что от Него не сокрыты их помышления о Нем, «Блажен, – говорит, – кто не соблазнится о Мне», ибо они очень сомневались в Нем.

Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

Когда ушли ученики Иоанна, Иисус начал говорить народу, чтобы, услышав вопрос Иоанна, не соблазнились и не стали говорить: не сомневается ли о Христе и сам Иоанн и таким образом не переменил ли уже своего мнения, хотя прежде и свидетельствовал о Нем. Поэтому, устраняя такое подозрение от сердец их, Христос говорит: Иоанн не есть «трость», то есть не колеблется в мыслях подобно трости, колеблемой малым ветром, потому что если бы он таков был, то зачем же выходили вы к нему в пустыню? Конечно, вы не пошли бы к «трости», то есть человеку, легко изменяющему свои мысли и слова, но ходили к нему как человеку великому и твердому. Таков он и теперь, каким вы его почитали и видели?

Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

Чтобы не могли сказать, что Иоанн, предавшись роскоши, впоследствии сделался слаб, говорит им: «Нет, его волосяная одежда показывает, что он враг роскоши. Если бы он носил мягкие одежды и хотел вести жизнь роскошную, то ходил бы в царские палаты и не был бы заключен в темницу». Пойми из сего, что истинному христианину не должно носить мягкие одежды, ни изыскивать многоразличных яств, кроме случаев телесной болезни.

Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.