The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Иоанн больше пророка, потому что другие пророки только предсказывали о Христе, а сей был и самовидец Его, что очень важно. Притом другие пророчествовали после своего рождения, а сей познал Христа и взыграл, когда еще находился во чреве матери.

Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».

Назван Ангелом и по ангельской, как бы бесплотной жизни, и потому, что возвестил Христа (слово «ангел» значит «вестник»). Он приготовлял путь Христу и свидетельством о Нем и крещением в покаяние, ибо за покаянием следует отпущение грехов, а сие отпущение дает Христос. Христос говорит это по отшествии Иоанновых учеников, чтобы не подумали, что Он льстит Иоанну. Пророчество же, приведенное здесь, принадлежит Малахии (3, 1).

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя.

Объявляет с особенным утверждением – «истинно», что никого нет больше Иоанна; а словом «женами» исключает Себя самого, потому что Сам Христос был сын Девы, а не жены, вступившей то есть в брак.

Но меньший в Царстве Небесном больше его.

Поскольку много высказал похвал об Иоанне, то, чтобы не почли Иоанна большим и Его, говорит здесь с особенною ясностью о Себе: Я, меньший Иоанна и по возрасту и по вашему мнению, больше его в Царстве Небесном, то есть в отношении к духовным и небесным благам. Здесь Я меньше его как потому, что он прежде Меня родился, так и потому, что он почитается у вас великим, но там Я больше его.

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.

По-видимому, это не имеет связи с предыдущим; но на самом деле не так. Приметь: после того как сказал о Себе, что Он больше Иоанна, Христос возбуждает слушателей своих к вере в Себя, показывая, что многие уже восхищают Царство Небесное, то есть веру в Него. Для сего, говорит, требуется большое усилие: действительно, какого труда стоит оставить отца и мать и пренебречь душу свою!

Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.

И здесь такая же последовательность в речи. Я, говорит, Тот Самый, который должен прийти, потому что все пророки исполнились, но они не исполнились бы, если бы Я не пришел: поэтому вам нечего более ждать другого пророка. Слова же: «И если хотите принять, он есть Илия» – означают сие: если хотите судить здраво, без зависти, – то это тот, которого пророк Малахия назвал грядущим Илиею. И предтеч, и Илия имеют одинаковое служение: Иоанн был предтечею первого Пришествия, а Илия явится предтечею будущего. Затем, чтобы показать, что Он точно называет здесь Иоанна Илиею и что потребно размышление для уразумения сего, говорит:

Кто имеет уши слышать, да слышит!

Так возбуждает их к тому, чтобы они спросили Его и узнали. Но они, как несмышленые, не хотели знать. Поэтому говорит:

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.