The Evangelist or the Commentary of Blessed Theophylact, Archbishop of Bulgaria, on the Holy Gospel

Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.

О зависть! Когда принимают благодеяния, тогда особенно неистовствуют. Христос уходит, потому что еще не настало время страдания и вместе щадя фарисеев, да не впадут в грех убийства: ввергать себя в опасность без нужды есть дело небогоугодное. Вникни при этом в слово «выйдя»: они тогда стали совещаться о погублении Иисуса, когда ушли от Бога; ибо никто, пребывающий в Боге, не составляет подобных советов.

И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем.

Желая укротить зависть фарисеев, не хочет, чтоб о Нем объявили: Он всеми способами старался уврачевать их.

Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал. Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет.

Евангелист приводит и пророка во свидетели кротости Иисусовой. Чего бы, говорит, ни хотели иудеи, Он сотворит; хотят ли, чтобы Он не являлся? Он и это исполнит, не станет противиться подобно какому-либо честолюбцу, не будет и спорить; напротив, возвестит народу, чтобы не объявляли о Нем. Он возвестит суд и язычникам, то есть будет учить и язычников, ибо суд здесь то же, что учение, звание и различение добра. Или – возвестит язычникам и о будущем Суде, о котором они никогда не слыхали.

И никто не услышит на улицах голоса Его.

Поскольку Он учил не среди площади, ни на дорогах, как славолюбивые фарисеи, но в храме, или в синагогах, или на горе, или близ моря, удаляясь от славы народной.

Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит.

Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить неистовство гнева их, как курящийся лен, но не хотел, пока не совершит Своего служения и не победит их во всем. Это показывает в следующих словах.

Доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы».

Чтобы не имели чем оправдываться, все терпел, чтобы впоследствии осудить их, как не могущих дать ответа. Ибо чего только Он не сделал, да приобрящет их? Но они не восхотели. Итак, «и на имя Его будут уповать народы», поскольку не хотели того иудеи. Василий Великий под тростью надломленной разумеет такого человека, который подвержен какой-либо страсти и в то же время желает исполнять волю Божию. Такого человека не надо сокрушать и отвергать, но наставлять подобно как Господь наставлял: «Смотрите, не творите милостыни вашей, – говорил Он, – пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф. 6, 1); или как апостолы учили по его наставлению, говоря: «Все делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2, 14), также: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Флп. 2, 3). «Курящийся лен» означает такого человека, который исполняет заповеди Божии без теплого чувства и не с полным усердием. Он означает еще ослабевшего человека, которого также не должно отвергать, напротив, нужно возбуждать и поощрять напоминанием о судьбах Божиих и божественных обетованиях.

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

Демон заградил все пути, ведущие к вере, – и зрение, и слух, и язык, но Иисус исцеляет сии чувства и называется от народа сыном Давидовым; ибо Христа ожидали от семени Давидова. Ежели и ныне случится тебе видеть, что иной ни сам не разумеет добра и не принимает слов другого, то почитай его слепым, немым и глухим и помолись о нем, да исцелит его Христос, коснувшись сердца его.